Александр Скворцов

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление 12 часов назад в разделе Астероиды

Опубликовано

Названы звезды, которые посетят «Вояджеры» и «Пионеры»

Четыре космических аппарата, запущенных NASA в 1970-х годах, в настоящее время покидают Солнечную систему. Куда же они направляются?

Используя второй набор данных спутника Европейского космического агентства «Gaia» о положении и движении более чем 7 миллионов звезд, астрономы подсчитали, с какими из них в ближайшее по астрономическим меркам время встретятся космические аппараты NASA «Voyager-1», «Voyager-2», «Pioneer-10» и «Pioneer-11». За «близкую» встречу ученые принимали расстояние от зонда до звезды примерно равное 1 парсеку или 3,26 светового года.

Оказалось, что в следующие 3,5 миллиона лет самым удачливым из квартета в плане максимально близких пролетов станет «Pioneer-10», который через 90 тысяч лет посетит третью по счету для себя звезду – оранжевый карлик HIP 117795 в созвездии Кассиопея, – подойдя к ней на расстояние всего 0,75 светового года. В этот момент скорость космического аппарата относительно звезды составит 291 километр в секунду. Интересно, что HIP 117795 обладает крайне большой радиальной скоростью и движется по направлению к Солнечной системе, поэтому спустя пару сотен лет после свидания с рукотворным зондом она окажется всего в 3 световых годах от Земли.

«Первой звездой, с которой встретятся зонды «Voyager-1», «Voyager-2» и «Pioneer-11», станет наша соседка Проксима Центавра. Они пролетят мимо нее на расстоянии примерно 3,3 светового года в течение следующих 16-20 тысяч лет. Однако для «Pioneer-10» она будет второй, ее он посетит через 34 тысячи лет, а за триста лет до этого зонд промчится мимо красного карлика Ross 248. «Voyager-2» также сблизится с этой звездой, но произойдет это через 42 тысячи лет и расстояние до нее составит 1,7 светового года, почти вдвое меньше, чем у его предшественника», – отмечают авторы исследования.

Второй по близости пролет среди четверки совершит «Pioneer-11». Ему предстоит визит в окрестности оранжевого карлика TYC 992-192-1, правда, произойдет это только через 920 тысяч лет. Космический аппарат пройдет на расстоянии в 0,65 светового года от звезды. На третьем месте расположился «Voyager-1». Через 303 тысячи лет ему посчастливится рассмотреть двойную звезду TYC 3135-52-1, до которой в этот момент будет всего один световой год.

Меньше всего среди всех космических аппаратов, покидающих Солнечную систему, повезло «Voyager-2». В ближайшие 2,3 миллиона лет он встретит на своем пути четыре звезды, при этом к выше упомянутой Ross 248 зонд окажется ближе всего из них.

Астрономы отмечают, что не рассматривали в расчетах космический аппарат NASA «New Horizons», бороздящий просторы Пояса Койпера и также обладающий скоростью, достаточной для преодоления влияния Солнца. Причина этому неопределенность в его судьбе. Возможно, в будущем NASA захочет направить его к каким-либо объектам отдаленных уголков Солнечной системы, чтобы изучить их с близкого расстояния, поэтому определить траекторию зонда и рассчитать его маршрут на миллионы лет вперед пока не представляет возможным.

Кроме этого из симуляции были исключены проблемные для детекторов «Gaia» яркие звезды, такие как Сириус и Альфа Центавра, а также не учтены тусклые светила.

«Учитывая, что космические аппараты не покинут Галактику, в более отдаленном будущем они неизбежно подойдут к некоторым звездам ближе, чем мы смогли определить. Однако пока нам не удалось их идентифицировать из-за ограниченного набора данных. Возможно, когда у нас будет больше информации о населении Млечного Пути, мы сможем выявить более интересные близкие пролеты. Срок жизни космического аппарата до столкновения с какой-либо звездой составляет порядка 1020 лет, поэтому у них долгое и интересное будущее», – заключают авторы исследования.

Больше по теме:   NASA  Звезды