NICER обнаружил миллисекундный пульсар, который «поедает» своего компаньона

NICER, установленный на Международной космической станции, призван проверить большое число теоретических моделей физики недр нейтронных звезд.

Анализ первых данных, полученных миссией «Neutron star Interior Explorer» (NICER), привел к открытию удивительной двойной звездной системы, компоненты которой совершают один оборот вокруг друг друга всего за 38 минут. Кроме этого, их разделяет примерно 300 000 километров, то есть они уместились бы между Землей и Луной. Результаты исследования представлены в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Одна из звезд в системе, получившей обозначение IGR J17062-6143 (кратко J17062), является быстровращающейся нейтронной звездой – пульсаром, а ее компаньон – белым карликом.

«Мы считаем, что это белый карлик, потому что невозможно, чтобы богатая водородом звезда, такая как наше Солнце, была компаньоном этого пульсара. Она просто не сможет находиться на такой маленькой орбите», – сказал Тод Штромайер, ведущий автор исследования из Центра космических полетов NASA им. Годдарда.

Изначально эта система наблюдалась в 2008 году рентгеновской обсерваторией NASA «Rossi X-ray Timing Explorer» (RXTE), которая 1 мая сгорела в атмосфере Земли. Собранные данные позволили установить нижний предел для орбитального периода J17062, а наблюдения NICER в августе, октябре и ноябре прошлого года подтвердили его.

Наблюдение RXTE в 2008 году также показали, что пульсар вращается со скоростью около 9 800 оборотов в минуту, а его масса на 40% превышает массу Солнца. При этом он перетягивает материю со своего компаньона, невероятно легкого белого карлика, который содержит всего 1,5 процента солнечной массы.

NICER, установленный на Международной космической станции, является инструментом для проведения астрофизических наблюдений, которые позволят проверить большое число теоретических моделей физики недр нейтронных звезд.

Больше по теме:   NASA  Белые карлики  Пульсары