Обнаружен рекордсмен среди затменных двойных белых карликов

Предполагается, что такие дуэты на очень тесных орбитах, потенциально являющиеся источниками гравитационных волн, относительно распространены, однако сегодня они остаются практически неуловимыми.

Используя 2,1-метровый телескоп в Национальной обсерватории Китт-Пик (США), астрономы обнаружили двойную звезду, состоящую из пары белых карликов, которые совершают один оборот вокруг общего центра масс всего за 6,91 минуты.

Вся система, по словам ученых, уместилась бы внутри Сатурна, и, ожидается, что вскоре она станет одним из самых сильных источников гравитационных волн, которые будут зафиксированы будущей космической обсерваторией Европейского космического агентства «Laser Interferometer Space Antenna» (LISA). Статья, описывающая открытие рекордсмена с самым коротким периодом обращения среди всех известных затменных двойных, представлена в журнале Nature.

Плотные остатки звезд

На последних этапах своей эволюции солнцеподобные звезды расширяются, становясь красным гигантом, а затем и планетарной туманностью, в сердце которой находится белый карлик – объект, сопоставимый по массе с Солнцем, но сжатый до размера Земли.

Этот сценарий характерен для звезд, чьи массы не превышают солнечную в 10 раз, при этом не только для одиночных, но и, как в данном случае, для двойных, образующих бинарные системы из белых карликов.

Предполагается, что такие дуэты на очень тесных орбитах, потенциально являющиеся источниками гравитационных волн, относительно распространены, однако для астрономов они остаются практически неуловимыми, и на сегодняшний день обнаружено лишь несколько таких систем.

Рекордсмен среди двойных белых карликов

К счастью, недавно стартовавший обзор, который ведется с использованием телескопов Паломарской обсерватории (США) и Национальной обсерватории Китт-Пик, меняет эту ситуацию.

Каждую ночь 1,2-метровый телескоп в Паломарской обсерватории сканирует небо в поисках объектов, которые движутся, мерцают или иным образом изменяют яркость. Затем, с целью выявления короткопериодических затменных двойных систем, за самыми многообещающими кандидатами начинает «слежку» 2,1-метровый телескоп в Национальной обсерватории Китт-Пик с установленным инструментом KPED, который предназначен для измерения скорости и степени изменения яркости источников.

Эта стратегия и привела к открытию системы из двух белых карликов с самым коротким периодом, получившей обозначение ZTF J1539 + 5027. Меньший компонент дуэта немногим больше Земли и уступает Солнцу по массе примерно 40%. Его спутник крупнее, но при этом в 5 раз «легче» нашей звезды.

«Когда тусклая звезда проходит перед более яркой, она блокирует большую часть ее света, что приводит к семиминутному интервалу мигания, который мы видим в данных ZTF», – объяснил Кевин Бердж, ведущий автор исследования из Калифорнийского технологического института (США).

Астрономы отмечают, что система ZTF J1539 + 5027 – это редкая находка, так как является одной из немногих известных на сегодня источников гравитационных волн, которые могут быть обнаружены обсерваторией LISA, чей запуск намечен на 2034 год.