Анатолий Иванишин

Последнее обновление 9 часов назад в разделе ESO

Опубликовано

205331

Обнаружена «невозможная» древняя дисковая галактика

Открытие ставит под сомнение верность многих моделей формирования галактик.

Используя массив радиотелескопов ALMA, астрономы обнаружили массивную вращающуюся дисковую галактику, которая уже существовала, когда Вселенной было всего 1,5 миллиарда лет. Находка не вписывается в общепринятые модели формирования галактик, указывающие на то, что подобные ей стройные упорядоченные структуры начали появляться гораздо позже – спустя 6 миллиардов лет после Большого Взрыва. Исследование, описывающее удивительное открытие, представлено в журнале Nature.

«Большинство галактик, которые мы находим в юной Вселенной, напоминают собой бесформенные структуры, поскольку на раннем этапе формирования они подвергались последовательным и зачастую жестоким столкновениям, сильно затрудняющим формирование хорошо упорядоченных вращающихся дисков, повсеместно наблюдаемых в космосе сегодня», – рассказывает Марсель Нилман, ведущий автор исследования из Института астрономии имени Макса Планка (Германия).

Обнаруженная галактика, получившая обозначение DLA0817g, является самой отдаленной от нас с вращающимся диском из когда-либо наблюдавшихся. Подробное изучение с помощью различных обсерваторий показало, что она формирует звезды в 10 раз быстрее, чем Млечный Путь, и уже достигла массы в 70 миллиардов солнечных, а скорость ее вращения сопоставима со скоростью вращения нашей галактики и составляет 272 километра в секунду.

Открытие DLA0817g ставит под сомнение верность многих моделей формирования галактик, которые предсказывают, что в этот период эволюции космоса массивные структуры росли благодаря множеству слияний меньших галактик и горячих скоплений газа. Тот факт, что астрономы обнаружили DLA0817g, когда Вселенной было всего десять процентов от ее нынешнего возраста, указывает на существование других процессов роста в те времена, в частности, в ходе постоянного наращивания холодного газа. Но есть один вопрос, на который астрономам пока так и не удалось найти ответ: как накопить столь ​​огромную массу газа, сохранив относительно стабильный вращающийся диск.

«Учитывая, что галактика DLA0817g обнаружена только по поглощению света от квазара, и способствовало этому их крайне редкое совместное выравнивание по отношению к Земле, она, скорее всего, принадлежит к обширной популяции аналогичных ей галактик, присутствовавших в юной Вселенной, поскольку, будь она уникальной, шанс на ее открытие стремился бы к нулю. Мы будем продолжать свои поиски массивных вращающихся дисковых галактик в ту эпоху, которые позволят проверить нам это предположение, а также, в случае успеха, помогут раскрыть тайны этих древних структур», – заключили авторы исследования.

205331