Обнаружена самая «тяжелая» планетарная туманность

В теории к образованию планетарных туманностей склонны звезды, превосходящие по массе Солнце в 1-8 раз.

Наблюдая за молодым рассеянным скоплением звезд NGC6067, расположенном на расстоянии примерно 4,6 тысячи световых лет от Земли, астрономы обнаружили «чемпиона-тяжеловеса» среди всех известных сегодня планетарных туманностей, чья звезда-прародитель была массивнее Солнца в 5,5 раза. Результаты наблюдений и выводы ученых представлены в журнале Nature Astronomy.

«Массивные звезды живут мало и умирают молодыми, вспыхивая сверхновыми всего через несколько миллионов лет после своего рождения. Однако подавляющее большинство светил во Вселенной, включая наше собственное Солнце, не имеют достаточной массы для создания такого космического фейерверка, и они, пройдя путь в миллиарды лет, переходят в кратковременную, но впечатляющую фазу планетарной туманности», – сообщают авторы исследования в пресс-релизе, размещенном на портале SciGlow.

Напоминавшие древним астрономам планеты объекты, но не имеющие с ними ничего общего, образуются, когда в ядре звезды остается лишь небольшая доля несгоревшего водорода, а радиационное давление вытесняет большую часть вещества из ее внешних оболочек. Тлеющее горячее «сердце» звезды еще некоторое время подсвечивает материю, пока она не рассеется, создавая великолепное зрелище и обеспечивая видимую и ценную информацию о процессе потери массы бывшим светилом.

В теории к образованию планетарных туманностей склонны звезды, превосходящие по массе Солнце в 1-8 раз, однако ранее были получены убедительные доказательства существования этих структур, чьи прародители «тяжелее» его всего в 1-3 раза, и новый чемпион – планетарная туманность BMP1613-5406 – побила старый рекорд почти в два раза.

Почему открытие так важно?

Во-первых, планетарные туманности обеспечивают уникальное окно в понимание эволюции звезд на поздней стадии их существования.

«Они видны на больших расстояниях, а их излучение позволяет определить размер, скорость расширения вещества и возраст туманности и, таким образом, исследовать физику и временные рамки потери звездой массы. Кроме этого планетарные туманности могут быть использованы для определения светимости, температуры и массы ядер звезд в их центрах, а также химического состава выбрасываемого газа», – отмечают авторы исследования.

Во-вторых, ключевым моментом открытия является то, что обнаружен беспрецедентный пример звезды, чья доказанная первоначальная масса близка к теоретически предсказанному нижнему пределу образования сверхновой.

«Наши результаты являются первым убедительным доказательством, подтверждающим предсказания о том, что звезды с массой в 5 солнечных могут образовывать планетарные туманности. Таким образом, этот уникальный случай предоставляет астрономическому сообществу важный инструмент для понимания звездной и галактической эволюции», – заключают авторы исследования.

Больше по теме:   Звезды