Эндрю Морган

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление в разделе Астероиды

Опубликовано

Обнаружен неизвестный ранее «грызун», современник динозавров

Находка раскрывает уникальную физиологию многобугорчатых, заполняя ранее неизвестные фрагменты, и демонстрирует переходную стадию в эволюции челюстной кости.

Исследователи из Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных Академии наук Китая и Американского музея естественной истории сообщили об открытии нового вида вымершего мезозойского «грызуна» с хорошо сохранившимся средним ухом. Результаты опубликованы в журнале Nature.

У нового многобугорчатого млекопитающего Jeholbaatar kielanae весом около 50 грамм, обитавшего на нашей планете 120 миллионов лет назад, физиология среднего уха отличается от близких ему видов. Палеонтологи предполагают, что эволюция слухового органа могла быть обусловлена особенностями кормления.

Ископаемые свидетельства показывают, что постдентарные кости были либо встроены в постдентарную впадину на медиальной стороне дентальной кости, либо соединены с дентальной костью через окостеневший меккелев хрящ, присутствовавший у ранних млекопитающих. Отсоединение костей среднего уха от зубной кости независимо происходило в истории эволюции животных не менее трех раз. Но остается неясным, как и почему этот процесс протекал у разных групп млекопитающих.

Образец Jeholbaatar kielanae был обнаружен в свите Цзюфотан в китайской провинции Ляонин. Он включает хорошо сохранившиеся кости среднего уха мультитуберкулята, что является убедительным доказательством морфологии и сочленения костных элементов черепа, полностью отделенных от дентальной кости.

«Первичные (incleusal-dentary) челюстные суставы (malleus-incus) и вторичные (squamosal-dentary) развивались совместно, обеспечивая четкое переднезаднее движение челюсти при жевании. Наблюдаемое отделение кости среднего уха могло увеличить эффективность кормления за счет подвижности челюсти», – поясняют авторы исследования.