Обнаружено «последнее в своем роде» древнее шаровое скопление

Шаровое скопление, остатки которого составляют поток Феникса, было разрушено несколько миллиардов лет назад, но, к счастью, его звезды хранят память о своем образовании в очень ранней Вселенной.

Команда астрономов обнаружила звездный поток, состоящий из остатков древнего шарового скопления, разорванного гравитацией Млечного Пути два миллиарда лет назад, когда самой сложной формой земной жизни были одноклеточные организмы. Удивительное открытие, опубликованное в Nature, опровергает общепринятое мнение о том, как образуются эти космические объекты.

Представьте себе сферу, состоящую из миллиона звезд, связанных гравитацией и вращающихся вокруг галактического ядра. Это и есть шаровое скопление. Млечный Путь является домом для около 150 из них. Но «сфера из звезд», которая породила недавно обнаруженный звездный поток в созвездии Феникса, сильно отличалась от привычных и хорошо изученных шаровых скоплений нашей Галактики.

«Это звездная археология, раскрывающая остатки чего-то древнего, случайно обнаруженного в более новом явлении», – объясняет Александр Джи, соавтор исследования из Университета Карнеги (США).

«Шаровое скопление, остатки которого составляют поток Феникса, было разрушено несколько миллиардов лет назад, но, к счастью, его звезды хранят память о своем образовании в очень ранней Вселенной, которую мы можем считать по химическому составу», – добавил Тинг Ли, соавтор исследования из Университета Карнеги.

Состав звезды отражает облако галактического газа, из которого она родилась. Чем больше предшествующих поколений звезд наполняло этот материал элементами тяжелее водорода и гелия, тем более «металличными» становятся звезды последних популяций. Таким образом очень древняя, примитивная звезда почти не будет содержать тяжелых элементов.

«Мы были очень удивлены, обнаружив, что поток Феникса заметно отличается от всех других шаровых скоплений в Млечном Пути. Хотя кластер был разрушен два миллиарда лет назад, мы все еще можем сказать, что он образовался в ранней Вселенной», – заявил ведущий автор исследования Чжэн Ван из Сиднейского университета (Австралия).

Поскольку другие известные шаровые скопления обогащены металлами, выкованными ранними звездными популяциями, было высказано предположение о средней минимальной металличности звезд, требующейся для образования шаровых скоплений. Но предшественник потока Феникса содержит светила с гораздо более низким содержанием тяжелых элементов, что создает серьезную проблему для предыдущих идей о том, как рождаются эти кластеры.

«Одним из возможных объяснений является то, что поток Феникса представляет собой последний в своем роде остаток шарового скопления, которое возникло в условиях, радикально отличающихся от современных», – заключили авторы.

Погибшие звездные кластеры неуклонно истощаются гравитационными силами Млечного Пути, которые разрывают их на части. Остатки других древних шаровых скоплений могут также существовать в виде слабых потоков, которые все еще могут быть обнаружены, прежде чем они окончательно рассеются на просторах нашей Галактики.

Больше по теме:   Млечный Путь