Сергей Рыжиков

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 8 часов назад в разделе Млечный Путь

Опубликовано

Обнаружены следы животного возрастом более 500 миллионов лет

Примечательно, что находка также дает первый намек на способность принятия решений древнейшими подвижными организмами.

В ущельях Янцзы в южном Китае ученые обнаружили окаменелости червеобразного животного, жившего от 551 до 539 миллионов лет назад. Анализ его следов, оставленных незадолго до смерти, указывает на то, что оно было подвижным, и предоставляет убедительные доказательства наличия у сегментированных животных до Кембрийского периода способности перемещаться. Результаты исследования представлены в журнале Nature.

«Наше открытие показывает, что сегментированные подвижные животные эволюционировали 550 миллионов лет назад. Мобильность позволила им оставить след на Земле, как в прямом, так и в переносном смысле. Понимание того, когда и как развивалась подвижность животных, является важным геологическим и эволюционным контекстом антропогенного воздействия на поверхность нашей планеты», – рассказывает Шухай Сяо, ведущий автор исследования из Виргинского университета (США).

Появление подвижных двусторонне-симметричных видов с сегментированными телами является монументальным событием в ранней эволюции животных, и, по текущим оценкам, оно произошло в Эдиакарский период между 580 и 539 миллионами лет назад. Однако до открытия Шухай Сяо и его команды, описавших ископаемый вид Yilingia spiciformis, у ученых не было этому убедительных доказательств.

«Анализ 35 окаменелостей этого вида показал, что животное было от 5 до 26 миллиметров в ширину, до 27 сантиметров в длину и состояло из примерно 50 сегментов. Один из найденных нами образов особенно важен, потому что в нем животное и протяженный след шириной до 25 миллиметров, оставленный им незадолго до смерти, сохранились вместе. Все это указывает на то, что Yilingia spiciformis был подвижным», – поясняют авторы исследования.

Примечательно, что находка также дает первый намек на способность принятия решений древнейшими животными – следы предполагают попытку двигаться к чему-то или от чего-то, возможно, под «управлением» сложной центральной нервной системы.

Как одно из немногих эдиакарских животных, способных создавать длинные и непрерывные следы, Yilingia spiciformis проливает новый свет на происхождение сегментации и ее возможную связь с подвижностью. Появление мобильных видов оказало глубокое воздействие на системы земной поверхности и в конечном итоге привело к Кембрийской «агрономической революции».

«Это замечательное открытие. Теперь у нас есть доказательства того, что сегментированные животные существовали и обладали способностью перемещаться по морскому дну до кембрия. Такая сохранность образцов необычна и позволяет нам продвинуться в понимании важнейшего шага в эволюции животных», – заключила Рейчел Вуд из Эдинбургского университета (Шотландия), не принимавшая участие в исследовании.