Эндрю Морган

Джессика Меир

Последнее обновление 20 часов назад в разделе Астероиды

Опубликовано

Обсерватория «Chandra» помогла определить состав остатка сверхновой Кассиопея А

Вопрос: откуда берется большинство элементов, необходимых для жизни на Земле? Ответ: синтезируются в недрах звезд и в ходе взрывов, которые знаменуют конец жизни некоторых светил.

Астрономы давно изучают взрывы звезд и их останки, чтобы лучше понять, как производятся, а затем распространяются элементы, наблюдаемые на Земле и в космосе в целом.

Кассиопея А (Cassiopeia A, Cas A), удаленная от Земли на 11 000 световых лет, является одним из наиболее изученных остатков сверхновой. Новое изображение, полученное рентгеновской обсерваторией NASA «Chandra», показывает расположение различных элементов, разбросанных взрывом, в том числе кремния (красный), серы (желтый), кальция (зеленый) и железа (фиолетовый). Каждый из этих элементов испускает рентгеновские лучи определенных энергий, позволяя создавать карты их расположения в остатке. Взрывная волна от взрыва видна как синее внешнее кольцо.

Рентгеновские телескопы отлично подходят для изучения остатков сверхновых и элементов, которые они производят, поскольку эти события генерируют чрезвычайно высокие температуры в миллионы градусов.

Все, что нужно для жизни

Данные «Chandra» показывают, что сверхновая, которая произвела Cas A, выбросила в космос огромное количество элементов. Например, в ходе взрыва было рассеяно около 10 000 земных масс серы, 20 000 – кремния и 70 000 – железа, кроме этого, астрономы установили, что объемы выброса кислорода колоссальны и составляют примерно миллион масс Земли или три массы Солнца.

Ученые обнаружили и другие элементы в Cas A, не показанные на новом изображении. Углерод, азот, фосфор и водород были идентифицированы с помощью телескопов, которые фиксируют различные части электромагнитного спектра. В сочетании с обнаружением кислорода это означает, что элементы, необходимые для создания ДНК, присутствуют в Cas A. Кислород является наиболее распространенным элементом в организме человека, кальций помогает формировать и поддерживать здоровые кости и зубы, а железо является жизненно важной частью эритроцитов, переносящих кислород по организму.

Точная дата взрыва сверхновой, создавшей Cas A, неизвестна, но многие эксперты сходятся во мнении, что событие произошло в 1680 году. В момент рождения масса обреченной звезды превосходила массу Солнца в 16 раз, но за несколько сотен тысяч лет до смерти она начала ее терять, и к моменту взрыва масса уже составляла 5 масс Солнца.

Больше по теме:   NASA  Сверхновые  Фотографии