Роберт Бенкен

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление в разделе Луна

Опубликовано

Открыта раскаленная суперземля в системе яркого красного карлика

На ней очень жарко, и она купается в губительном излучении своей звезды, однако, даже несмотря на столь враждебную среду, экзопланета является крайне интересной целью для будущих исследований.

Анализируя данные спутника NASA «Transiting Exoplanet Survey Satellite», собранные им в период с июля по август 2018 года, астрономы открыли раскаленную каменистую экзопланету в системе красного карлика, которая располагается очень близко к своей звезде и имеет продолжительность года всего 33 часа. Исследование, описывающее метод обнаружения и выводы ученых, принято к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics.

«Транзитные экзопланеты в системах относительно близких к нам красных карликов являются наиболее перспективными для подробного изучения с целью расширить наши знания о внесолнечных мирах земного типа, так как мы довольно точно можем определять у них и размер и массу, что, в свою очередь, позволяет делать предположения о их составе и строении», – пишут авторы исследования.

Сегодня открыто более 4 тысяч экзопланет, и с каждым днем их количество стремительно растет. Большинство из них обнаружено транзитным методом.

Первым космическим телескопом, сконструированным специально для поиска транзитных экзопланет, является NASA «Kepler». Свою научную карьеру он начал в 2009 году и, проработав значительно дольше планируемого срока, в конце 2018 года ушел на покой. За этот период ему удалось собрать огромное количество данных, которые и по сей день позволяют открывать не только новые миры, но и предоставляют важную информацию о различных астрофизических объектах.

На смену «Kepler» пришел новый охотник «Transiting Exoplanet Survey Satellite». Однако, в отличие от предшественника, перед ним поставлены более конкретные задачи: поиск каменистых экзопланет в системах относительно близких к нам звезд, которые доступны для последующего детального изучения наземными и космическими телескопами.

Одной из них стала L 168-9 b, проживающая на расстоянии 82 световых года от нас в направлении созвездия Тукан. Благодаря крайне близкому расположению к звезде-хозяйке достаточно малой массы астрономы, прибегнув к методу радиальных скоростей, довольно точно определили массу L 168-9 b, которая оказалась равна 4,6 земной, а анализ транзитных сигналов раскрыл размер экзопланеты, оценивающийся в 1,4 земного. Это делает ее одной из самых плотных среди всех миров ее класса.

«Исходя из полученных данных мы считаем, что L 168-9 b является каменистой планетой с массивным железным ядром», – отмечают авторы исследования.

О потенциальной пригодности для жизни в случае с L 168-9 b говорить не приходится. Она удалена от своей звезды всего на 3 миллиона километров, что в 20 раз меньше расстояния от Меркурия до Солнца, а верхний предел ее равновесной температуры равен 690 градусам по Цельсию.

Однако, даже несмотря на столь враждебную среду, L 168-9 b является крайне интересной целью для будущих исследований с телескопами нового поколения, такими как NASA «James Webb» и ESO «Extremely Large Telescope», которые смогут предоставить данные о верхних слоях ее атмосферы, если ее еще не сдуло, что, в свою очередь, даст подсказки о формировании и эволюции каменистых миров в системах карликовых звезд.

Больше по теме:   TESS  Красные карлики  Экзопланеты