Эндрю Морган

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление в разделе Далекий космос

Опубликовано

Откуда взялось 29 февраля?

Стоит поблагодарить звезды за дополнительный день.

Число 2020 делится на 4 равных части по 505, ровно, без остатка, что делает 2020 год, как и ближайшие 2024, 2028 и 2032 (и так далее) високосным. В такой год у нас появляется +1 день – 29 февраля.

Казалось бы, простая математика, но уже в 2100 году этот четырехлетний цикл прервется. Хотя 2100 тоже делится на 4 без остатка, этот год будет исключением – годом, делящимся на 100. В календарях таких лет не будет 29 февраля. Но и из этого правила есть исключение: года, делящиеся без остатка на 400, снова становятся високосными.

Что же является причиной неидентичности? Конечно же, звезды.

Звездный год – это время, которое требуется Земле, чтобы вернуться на тоже место по отношению к «постоянным» звездам. Так Ригель из созвездия Орион появляется на небе в одном и том же месте каждые 365,2563 земных дней.

Наш календарь завязан на тропическом годе – промежутке времени между весенними равноденствиями. В этот момент Солнце на небе находится именно там, где эклиптика пересекает небесный экватор. Однако, наша звезда возвращается на свое место не за 365 дней, а за 365,24219. Становится очевидным, откуда берутся года, делящиеся на 4, 100 и 400, и откуда берется високосный год.

За каждые четыре года набегает примерно 0,96876 дня, что довольно близко к одним суткам. Если бы мы использовали ровно 365-дневный календарь, то месяцы и времена года, соответствующие сменам сезонов и имеющие решающее значение для агрономии и многих отраслей промышленности, постепенно смещались бы. Это было очевидно уже для римлян, а также для древних племен Ольмеки и Майа в другом полушарии.

В 46 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь распорядился добавлять один день в феврале каждые четыре года. Но добавление одного дня каждые четыре года для восполнения 0,96876 суток в итоге приводило к очередному сдвигу календаря. В 1582 году 226-й папа римский Григорий XIII после консультации со своим астрономом Кристофером Клависусом принял умное решение. Каждые четыре года происходит переполнение на 0,03124 дня, умножая на 100, мы видим около трех лишних дней на каждые 400 лет, поэтому, чтобы не допускать несоответствия, было принято решение не добавлять к февралю день в годы, кратные 100, но добавлять один день раз в 400 лет.

Исходя из вышесказанного, общепринятый сегодня календарь имеет следующие правила: добавлять к каждому году кратному 4 или 400 один день в феврале, а к годам кратным 100, но не кратным 400, день не добавлять.

Однако, даже с этими нюансами остаются не учтенными незначительные орбитальные изменения. Например, 30 июня 2015 года было скорректировано время из-за замедления вращения Земли благодаря гравитации Луны. Землетрясение магнитудой 8,9 баллов, вызвавшее цунами в Японии 11 марта 2011 года, уменьшило продолжительность суток на 1,8 микросекунды, что позволит добавить 1 секунду через 1500 лет.

Если бы мы потеряли 29 февраля, «постоянные» звезды перестали бы быть постоянными. Астрономически, 29 февраля – это глобальный праздник, тот резервный день для дел, которые откладывались последние четыре года.

Больше по теме:   Земля  Солнце