Под ледником в Гренландии обнаружен гигантский кратер от падения километрового метеорита

Диаметр кратера помещает его в число 25 крупнейших на Земле. Он образовался, когда металлический метеорит врезался в северную Гренландию, а затем был скрыт под почти километровым слоем льда.

Международная команда, возглавляемая исследователями из Копенгагенского университета (Дания), обнаружила 31-километровый ударный кратер, скрытый под ледяным пластом в северной части Гренландии. Это первый случай обнаружения кратера на одном из континентальных ледниковых щитов Земли. Исследователи работали в течение трех лет, чтобы проверить свое открытие, первоначально сделанное в 2015 году. Работа представлена в журнале Science Advances.

«Кратер исключительно хорошо сохранился, и это удивительно, потому что ледник – невероятно эффективный эрозионный агент, который бы стер следы воздействия. Это означает, что он должен быть довольно молод с геологической точки зрения. Состояние кратера убедительно свидетельствует о его формировании уже после того, как лед начал покрывать Гренландию, поэтому он возник не раньше 3 миллионов лет назад, а возможно, всего 12 000 лет назад, то есть в конце последнего ледникового периода», – говорит профессор Курт Кьяр, ведущий автор исследования из Центра геогенетики Музея естественной истории в Копенгагенском университете.

Диаметр кратера помещает его в число 25 крупнейших ударных кратеров на Земле. Он образовался, когда металлический метеорит врезался в северную Гренландию, а затем был скрыт под почти километровым слоем льда.

Гигантский круг

Кратер обнаружили в июле 2015 года, когда исследователи проверяли новую топографическую карту под ледяным пластом Гренландии. Они заметили огромную, но ранее необнаруженную круговую депрессию под ледником Хьяватха, на самом краю ледяного покрова на севере Гренландии.

«Мы сразу поняли, что это нечто особенное, но в то же время стало ясно, что будет трудно определить происхождение депрессии», – рассказывает профессор Курт Кьяр.

Во дворе Геологического музея в Копенгагене, недалеко от окон Центра геогенетики, находится 20-тонный железный метеорит, найденный в Северной Гренландии недалеко от ледника Хьяватха. «Мы сразу предположили, что углубление может быть ранее неописанным метеоритным кратером, но нам не хватало доказательств», – говорит доцент Николай Ларсен из Орхусского университета (Дания).

Важнейшее доказательство

Подозрения, что гигантская депрессия была метеоритным кратером, усилились, когда команда отправила исследовательский самолет из Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (Германия), чтобы пролететь над ледником Хьяватха и отобразить кратер и вышележащий лед с помощью новейшего ледового радара.

Предыдущие радиолокационные измерения ледника Хьяватха были частью долгосрочных усилий NASA по отображению ледяного покрова Гренландии. Для проверки гипотезы потребовалось целенаправленное радиолокационное исследование. Ученые из Института Альфреда Вегенера и Университета Канзаса (США) использовали радарную систему следующего поколения, которая превзошла все ожидания и показала депрессию в потрясающих деталях: четкий круговой обод, центральное возвышение, ледяные расслоения и базальные обломки.

В летние месяцы 2016 и 2017 годов исследовательская группа возвращалась на участок, чтобы отобразить тектонические структуры у подножия ледника и собрать образцы осадков, вымытых из депрессии через канал талой воды.

«Некоторые частицы кварца, вымытого из кратера, имели плоские деформационные признаки, свидетельствующие о сильном ударе, и это неопровержимо доказывает, что депрессия под ледником Хьяватха является метеоритным кратером», – подвел итоги Николай Ларсен.

Последствия воздействия на климат и жизнь Земли

Более ранние исследования показали, что большие воздействия могут значительно повлиять на климат Земли, что в свою очередь несет серьезные последствия для жизни на планете. Поэтому очень важно выяснить, когда и как это влияние метеорита на ледник Хьяватха отразилось на истории Земли.

«Следующим шагом расследования станет определение влияния удара. Это проблема, поскольку потребуется материал со дна структуры, который расплавился при столкновении, но она имеет решающее значение, если мы хотим понять, как воздействие на ледник Хьяватха повлияло на жизнь на Земле», – заключил профессор Курт Кьяр.

Больше по теме:   Астероиды  Земля