Александр Скворцов

Ник Хейг

Кристина Кох

Последнее обновление в разделе Экзопланеты

Опубликовано

Получен детальный снимок одного из самых экзотических объектов космоса

Высокая чувствительность ALMA позволила в деталях рассмотреть микроквазар SS 433 и ответить на один из давних вопросов о его джетах.

Используя массив радиотелескопов ALMA, астрономам удалось получить самый детальный на сегодня снимок микроквазара SS 433, который был открыт более сорока лет назад и с тех пор является ценным объектом для исследователей, изучающих феномен этих экзотических систем и джетов, испускаемых ими.

«SS 433 проживает на расстоянии примерно 18 тысяч световых лет от Земли в направлении созвездия Орла. Изображение, впервые полученное на субмиллиметровых длинах волн с ALMA, отличается от предыдущих тем, что на нем видны джеты, выбрасываемые горячим быстровращающимся диском, который окружает черную дыру в центре микроквазара», – говорится в сообщении на сайте Европейской южной обсерватории (ESO).

Микроквазары представляют собой двойные звездные системы, в которых остаток первой, сжатый в компактный объект (такой как нейтронная звезда или черная дыра), гравитационно связан со вторым обычным светилом, движущимся по тесной орбите вокруг первого компонента.

В таких экстремальных системах происходит аккреция материи на нейтронную звезду или черную дыру, сопровождающаяся спорадическими выбросами с околосветовой скоростью струй материи, так называемых джетов. Это дает наблюдаемую картину, близкую к той, что видна в случае квазаров, то есть активно поедающих вещество сверхмассивных черных дыр в центрах галактик.

В случае с SS 433 напоминающая штопор форма микроквазара связана с явлением прецессии – распространяясь в пространстве, джеты медленно поворачиваются вокруг своих осей, примерно так же, как гироскоп или замедляющийся волчок, при этом ориентация их осей вращения меняется. Диаметр этого «штопора» огромен, он примерно в 5 тысяч раз больше размера Солнечной системы.

Еще один замечательный аспект проведенных на ALMA наблюдений заключается в том, что форма этого объекта ранее была предсказана спектроскопическими измерениями, выполненными на телескопах «GlobalJetWatch» в прошлом году. Сопоставление этих наблюдений позволило исследователям сделать и проверить предсказания касательно направления и траекторий джетов.

Проведенная работа стала важным этапом в исследованиях микроквазаров и помогла наконец-то ответить на вопрос, почему джеты остаются столь горячими на таких больших расстояниях от точки их происхождения.

«Высокая чувствительность телескопа ALMA позволила исследователям доказать, что плазма вновь нагревается, когда в джете распространяются и сталкиваются друг с другом последовательные ударные волны», – заключают в ESO.