Анатолий Иванишин

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 8 часов назад в разделе ESO

Опубликовано

Получен самый детальный снимок формирующейся планетной системы

Она расположена в 520 световых годах от Земли в направлении созвездия Возничего.

С помощью Очень Большого телескопа (VLT) Европейской Южной обсерватории (ESO) астрономы рассмотрели в газопылевом диске вокруг молодой звезды AB Возничего специфическую спиральную структуру с изгибом, которая может являться самым детальным изображением формирующейся новорожденной планеты. Полученные снимки и выводы ученых представлены в журнале Astronomy & Astrophysics.

«На сегодняшний день найдены уже тысячи экзопланет, но о том, как они образуются, известно очень мало. Чтобы поймать момент их формирования, необходимо наблюдать очень молодые звезды. Однако до сих пор нам не удавалось получить изображения протопланетных дисков, четкость и глубина которых позволяла бы зарегистрировать «изгиб», отмечающий место возможного образования новорожденного внесолнечного мира», – рассказывает Энтони Боккалетти, ведущий автор исследования из Парижской обсерватории в Медоне (Франция).

Считается, что планеты рождаются, когда в пылевых дисках, окружающих молодые звезды, конденсируются холодный газ и пыль. По мере движения по орбите они расталкивают окружение, создавая в диске возмущения в форме волны, нечто вроде следа, который лодка оставляет на воде озера. Со временем эта волна приобретает форму спирального рукава.

Первые свидетельства идущего вокруг звезды AB Возничего процесса образования новых миров были найдены несколько лет назад в ходе наблюдений системы с помощью массива радиотелескопов ALMA. Тогда на полученных данных во внутренней части диска были замечены две спиральных газовых ветви, однако качество изображений не позволяло идентифицировать их природу, и астрономы поставили перед собой задачу получить более четкое изображение заинтересовавшего их региона. На помощь им пришел приемник SPHERE, смонтированный на телескопе VLT, который предоставил невероятно глубокие и детальные изображения системы AB Возничего.

«На новых снимках звезды AB Возничего мы обнаружили эффектную спиральную газо-пылевую структуру, которая свидетельствует о присутствии в диске новорожденной планеты. Она находится от звезды примерно на том же расстоянии, на котором Нептун вращается вокруг Солнца», – добавил Эммануэль Ди Фолько, соавтор исследования из Лаборатории астрофизики в Бордо (Франция).

Такой изгиб предсказывается некоторыми теоретическими моделями образования планет. Он отмечает точку соединения двух спиральных ветвей – одной, закручивающейся внутрь орбиты формирующегося мира, и другой, раскручивающейся наружу. А соединяются эти спирали в точке образования планеты, где на нее происходит аккреция газа и пыли из диска, подпитывающая дальнейший рост.

Больше по теме:   ESO  Фотографии  Экзопланеты