6K

Предки людей «встали на ноги» благодаря взрыву звезды

Вспышка сверхновой, которая привела к обширным лесным пожарам, не оставила им выбора.

Бомбардировка Земли космическим излучением, порожденным вспышкой сверхновой, спровоцировала огромное количество молний и обширных лесных пожаров по всей планете, тем самым запустив цепочку событий, которая, возможно, заставила предков современных людей «встать на ноги» и начать ходить вертикально, что в итоге привело к появлению «человека умелого»,  заявляют ученые в исследовании, представленном в журнале Journal of Geology.

«Считается, что гоминины уже имели тенденцию ходить на двух ногах до этих событий, начавшихся 8 миллионов лет назад с пиком в 2,6 миллиона лет назад. Однако в основном они все же были приспособлены для лазания по деревьям. После превращения пышных лесов в саванны им пришлось гораздо чаще передвигаться от одного дерева к другому, поэтому ходить прямо стало удобнее. Это позволило нашим предкам возвыситься над небольшой растительностью и замечать хищников. В итоге такой способ передвижения стал доминировать», – рассказывает Адриан Мелотт, ведущий автор исследования из Канзасского университета (США).

Основываясь на «контрольном» слое залежей железа-60, выстилающем морское дно, астрономы имеют высоконадежные свидетельства взрывов звезд, произошедших в прошлом в непосредственной близости от Земли (от 320 до 160 световых лет) во время перехода от Плиоценовой эпохи в ледниковый период.

«Мы рассчитали степень ионизации атмосферы космическими лучами, которые исходили от сверхновой 2,6 миллиона лет назад, находящейся на прогнозируемом по отложениям железа-60 расстоянии. Похоже, что это был самый близкий взрыв из всей серии. Мы утверждаем, что он привел к увеличению ионизации нижней атмосферы в 50 раз. Обычно такой порог не достигается, и лучи не проникают так глубоко, однако те, что имеют высокую энергию, могут достигать поверхности Земли, выбивая много электронов. Все это могло привести к росту числа ударов молний», – пояснил Адриан Мелотт.

Вероятность того, что этот каскад молний вызвал всемирный всплеск лесных пожаров, подтверждается обнаружением залежей углерода в почвах, возраст которых соответствуют времени бомбардировки космическими лучами.

«По нашим наблюдениям, несколько миллионов лет назад на планете стало намного больше угля и сажи, при этом никто не может объяснить, почему это произошло во всем мире в разных климатических зонах. Мы считаем, что это следствие увеличения пожаров, которые привели к переходу от лесов к саваннам во многих регионах планеты. В итоге там, где раньше была плотная растительность, появились в основном открытые пастбища с кустарниками. Считается, что эволюция человека в Северо-Восточной Африке связана с этими событиями. В частности, в Великой Рифтовой долине, где расположены окаменелости гоминин», – добавил Адриан Мелотт.

Ученые отмечают, что в обозримом будущем подобных событий опасаться не стоит. Ближайшей звездой, способной взорваться в течение следующего миллиона лет, является Бетельгейзе, удаленная от Земли примерно на 650 световых лет.

«Бетельгейзе слишком далеко, чтобы оказать столь же сильный эффект. Так что беспокоиться об этом не нужно. Лучше подумайте о солнечных вспышках, которые несут опасность для наших технологий. Представьте себе месяцы без электричества», – заключил Адриан Мелотт.

Больше по теме:   Земля  Сверхновые