Представлен самый точный каталог с информацией о почти 2 миллиардах звезд

Он позволит продвинуться в понимании прошлого и будущего нашей Галактики.

3 декабря международная группа астрономов представила третий релиз данных спутника Европейского космического агентства «Gaia» – самый подробный на сегодня каталог звезд нашей галактики Млечный Путь и ее окружения. Огромный архив содержит информацию о положении около 2 миллиардов объектов, а также о их яркости, цвете и собственном движении.

«Основная цель «Gaia» – измерить расстояния до звезд с помощью метода параллакса, который заключается в непрерывном сканировании неба и измерении видимого изменения положения звезд в ходе движения Земли вокруг Солнца. Кроме этого спутник отслеживает изменение яркости звезд с течением времени, разделяет их свет на спектры, измеряя, насколько быстро они движутся к Солнцу или от него, и оценивает их химический состав», – рассказывают участники проекта.

Спутник «Gaia», запущенный в 2013 году, находится в окрестностях точки Лагранжа 2 (L2), расположенной на 1,5 миллиона километров позади Земли по отношению у Солнцу. В L2 гравитационные силы между Землей и Солнцем уравновешены, поэтому «Gaia» остается в стабильном положении, что обеспечивает длительный практически беспрепятственный обзор неба.

Новые данные включают исключительно точные измерения 300 тысяч звезд на расстоянии 326 световых лет от Солнца. Это позволяет астрономам предсказать, как изменится «звездный фон» в ближайшие 1,6 миллиона лет.

«Каталог уже позволил нам подтвердить, что Солнечная система ускоряется по мере движения по орбите вокруг галактического центра. Это ускорение мягкое, вполне ожидаемое, и за земной год составляет 7 миллиметров в секунду», – отмечают участники проекта.

Дополнительно к информации о звездах в Млечном Пути «Gaia» собирает данные о двух его спутниках – Большом и Малом Магеллановых Облаках, – позволяя ученым увидеть различия в их звездных популяциях.

Спутник «Gaia» продолжит сбор данных как минимум до 2022 года с возможным продлением миссии до 2025 года.

Больше по теме:   ESA  Галактики  Звезды  Солнечная система