Пыль в атмосфере повышает шансы экзопланеты на обитаемость

Результаты климатического моделирования показали, что природная минеральная пыль окажет значительное влияние на то, могут ли экзопланеты поддерживать жизнь.

Большое количество пыли в атмосфере экзопланеты, всегда обращенной к своей звезде одной стороной, повышает шансы на ее обитаемость, заявляют астрономы в исследовании, представленном в журнале Nature Communications. Полученные результаты с одной стороны позволяют расширить границы «зоны жизни» для таких миров, а с другой – указывают на то, что поиск у них потенциальных биомаркеров, таких как метан, вода и кислород, будет сильно осложнен.

«На Земле и Марсе пыльные бури оказывают как охлаждающее, так и согревающее воздействие на поверхность, причем первое обычно выигрывает. Однако у миров, находящихся в приливном захвате, это работает немного по-другому. На стороне, где вечная ночь, побеждает «тепло», тогда как на дневной стороне – «холод». В результате суммарный эффект от пыли смягчает климат такой экзопланеты, делая ее более пригодной для жизни», – рассказывает Ян Бутл, ведущий автор исследования из Университета Эксетера (Великобритания).

Ключевая роль пылевого загрязнения атмосферы проявляется на внутренней границе обитаемой зоны, где планета становится настолько горячей, что теряет воду, становясь непригодной для обитания (такой сценарий, предположительно, произошел на Венере). По мере того, как пары воды улетучиваются в космос и уменьшается общая площадь океанов, количество пыли в атмосфере может увеличиваться и, как следствие, охлаждать планету, отсрочивая полную потерю воды и продлевая период пригодности для жизни.

«Результаты проведенного нами климатического моделирования показали, что природная минеральная пыль окажет значительное влияние на то, могут ли экзопланеты поддерживать жизнь. Учитывая, что пыль скрывает от астрономов биологические сигнатуры, внесолнечные миры должны быть очень тщательно рассмотрены, прежде чем они будут окончательно исключены из перечня потенциально обитаемых», – заключили авторы исследования.