Спутники Илона Маска угрожают наземной астрономии, считают ученые

Полная флотилия спутников Starlink, вероятно, положит конец наземным наблюдениям с микроволновыми радиотелескопами, способными сканировать небо в поисках слабых радиообъектов.

24 мая американская частная компания SpaceX вывела на орбиту Земли 60 телекоммуникационных спутников Starlink – первую крупную группу из планируемых 12 тысяч единиц, которые в итоге создадут глобальную сеть, способную обеспечить весь мир сверхбыстрым интернетом.

Запуск спутников, масса каждого из которых составляет примерно 227 килограмм, прошел без сучка и задоринки, однако впечатляющий «поезд» из них, наблюдавшийся в ночном небе в разных странах, привел к бурной дискуссии в астрономическом сообществе, касающейся потенциальных проблем от флотилии Starlink.

«Существующие спутники уже являются проблемой для наземной астрономии, для решения которой ученым пришлось разрабатывать умные методы их удаления из данных. Например, оптические телескопы, такие как Pan-STARRS, автоматически маскируют «портящие» изображения искусственные объекты, а радиотелескопы сканируют небо в частотах, не пересекающихся с ослепительно яркими навигационными сигналами», – рассказывает Алан Даффи, астроном из Университета Суинберна (Австралия).

Согласно текущим данным Управления Организации Объединенных Наций по вопросам космического пространства, в настоящее время на орбите Земли находится 5162 объекта, из которых около 40% эксплуатируются, поэтому развертывание сети из 12 тысяч спутников будет беспрецедентным. Окружающая нас среда переполнена радиоволнами – WiFi, вышки сотовой связи и другие источники производят множество помех, однако спутники намного хуже для радиотелескопов, чем все вышеперечисленное.

«Сеть Starlink, вероятно, положит конец эпохи наземных микроволновых радиотелескопов, способных сканировать небо в поисках слабых радиообъектов. С одной стороны, огромные преимущества глобального охвата интернетом выше локальных задач астрономов, однако потеря радио-неба – это высокая цена для всего человечества, поскольку мы лишаемся возможности увидеть с Земли послесвечение Большого взрыва или сигналы от рождающихся звезд. Поэтому нам, скорее всего, придется построить радиотелескоп на противоположной стороне Луны, защищенный от земных радиопомех», – считает Алан Даффи.

Синдром Кесслера

Однако радиозагрязнение не единственная проблема – такое количество спутников может спровоцировать рост космического мусора.

«SpaceX предлагает добавить 12 тысяч новых спутников на низкую околоземную орбиту, где находится большая часть мусора. Это на 40% больше, чем его текущая масса, накопленная за 60 лет», – говорит Элис Горман, космический археолог из Университета Флиндерс (Австралия).

Чтобы быть справедливым к SpaceX, стоит отметить, что у них есть план по уменьшению космического мусора, разработанный в 2017 году. В нем указано, что спутники, заканчивающие свой срок полезного использования (5-7 лет), будут постепенно сходить с орбиты в соответствии с международными стандартами и в течение года, достигнув атмосферы Земли, сгорать в ней.

Но это вряд ли поможет, если спутник будет «подбит» прежде, чем добровольно отправится на «кладбище».

«Если эта система выйдет из строя, то, по прогнозу SpaceX, спутнику потребуется 5 лет для входа в атмосферу. Это достаточное время для провоцирования неуправляемым объектом новых столкновений, особенно при увеличении их плотности на орбите», – добавила Элис Горман.

Любое непредвиденное столкновение при столь большом количестве спутников может запустить каскад непрогнозируемых «ДТП», известный как синдром Кесслера, говорящий примерно следующее: когда количество объектов на орбите Земли станет достаточно высоким, одно столкновение может запустить каскадный эффект, создавая больше мусора и увеличивая вероятность дальнейших столкновений.

«SpaceX сделала все правильно в отношении сведения спутников с орбиты и исключения столкновений, но это на бумаге, а вот что будет в реальности с таким огромным количеством новых спутников, нам предстоит увидеть», – заключила Элис Горман.

Больше по теме:   Далекий космос  Земля  Проекты