Существование жизни на ближайшей к нам экзопланете крайне маловероятно

Анализ космической погоды в системе красного карлика Проксима Центавра показал губительную для жизни среду.

Астрономам впервые удалось обнаружить четкую связь между видимыми оптическими вспышками и радиоизлучением, поступающим от звезд. Применив разработанный метод для анализа космической погоды в системе ближайшего к нам красного карлика Проксима Центавра, они пришли к неутешительным выводам – существование в ней жизни в известной нам форме, скорее всего, невозможно. Результаты исследования представлены в журнале The Astrophysical Journal.

«В системе Проксима Центавра проживает каменистая экзопланета, располагающаяся в обмитаемой зоне. Но, учитывая, что звезда является холодным маленьким красным карликом, ее планета располагается очень близко к ней, гораздо ближе, чем Меркурий к Солнцу. Это делает потенциальную жизнь крайне уязвимой перед опасным излучением», – рассказывают авторы исследования.

В последнее десятилетие за пределами Солнечной системы обнаружено более 4 тысяч планет. Это достижение повысило надежды на обнаружение такой, где условия будут идентичны земным и может развиваться жизнь. Но звезды, подобные Солнцу, составляют лишь 7 процентов от всего населения нашей Галактики. При этом красные карлики, такие как Проксима Центавра – 70 процентов звезд Млечного Пути.

Солнце регулярно испускает горячие облака плазмы во время событий, известных как «выбросы корональной массы». Однако Земля находится на достаточно большом удалении от него по сравнению с потенциально обитаемыми мирами в системах красных карликов, поэтому излучение не так губительно для нас. Кроме этого, мощное магнитное поле нашей планеты защищает жизнь от яростных солнечных вспышек.

«Вероятно, изучение космической погоды в системах красных карликов принесет нам только плохие новости, так как планеты вокруг них, скорее всего, подвержены звездным вспышкам и выбросам плазмы. Это не лучшее место для жизни», – отмечают авторы исследования.

Проксима Центавра – враждебная для жизни звезда

В рамках исследования наблюдения Проксимы Центавра проводились на радиоинтерферометре «Australian Square Kilometre Array Pathfinder» (ASKAP) и ряде других инструментов. В ходе кампании астрономы отслеживали звездную вспышку на Проксима Центавра на протяжении всей ее эволюции, получая данные с удивительной детализацией. А дальнейший анализ наблюдений за красным карликом спутником NASA «Transiting Exoplanet Survey Satellite» и телескопом обсерватории «Zadko» показал важную связь между наблюдаемыми радиовсплесками и мощными оптическими вспышками.

«Вероятность того, что наблюдаемая вспышка на Проксима Центавра и полученный радиосигнал от нее не были связаны – один шанс из 128 тысяч», – пояснили авторы исследования.

Расчеты ученых показали, что любые планеты вблизи Проксима Центавра подвергаются сильной атмосферной эрозии, в результате которой губительное для жизни интенсивное рентгеновское и ультрафиолетовое излучение достигает их поверхности.

Спасет ли магнитное поле?

Сколько экзопланет имеют магнитные поля, подобные земному – открытый вопрос.

Астрономам до сих пор не удалось обнаружить магнитные поля у экзопланет, и в будущем найти их может оказаться непросто. Один из возможных способов определения наличия магнитного поля – поиск полярных сияний, подобных тем, что наблюдаются на Земле и, например, на Юпитере.

«Но даже если бы существовали магнитные поля, учитывая близость планет, располагающихся в обитаемой зоне, к своим красным карликам, этого может быть недостаточно для их защиты», – заключили авторы исследования.

Больше по теме:   Красные карлики  Экзопланеты