Таинственные радиовсплески позволят обнаружить недостающее вещество во Вселенной

Оказалось, что быстрые радиовсплески приходят из самых удаленных уголков Вселенной, преодолевая толщу материи, преобразующую их.

Используя новейший радиотелескоп «Australian Square Kilometre Array Pathfinder» (ASKAP), австралийские исследовали почти вдвое увеличили число известных быстрых радиовсплеков – мощных вспышек радиоволн, пришедших на Землю из глубокого космоса. Результаты работы описаны в журнале Nature.

«Спустя год наблюдений мы обнаружили 20 быстрых радиовсплесков, среди которых есть самые яркие из известных на сегодня. Кроме этого, с помощью ASKAP мы доказали, что эти сигналы поступают к нам из самых далеких уголков Вселенной, а не галактической окрестности», – рассказывает Райан Шэннон, ведущий автор исследования из Технологического университета Суинберна (Австралия).

Быстрые радиовсплески (FRB) – единичные радиоимпульсы неизвестной природы длительностью несколько миллисекунд. Типичная энергия всплесков эквивалентна выбросу в космическое пространство энергии, испускаемой Солнцем в течение нескольких десятков лет.

Похоже, что они происходят от мощных событий в миллиардах световых лет от нас, но их причина до сих пор остается загадкой. Первый всплеск обнаружен в 2007 году, и с тех пор подобных было найдено немногим более трех десятков, пока в дело не вступил ASKAP.

Новый радиоинтерферометр оказался поразительно хорош в поисках событий, являющихся источниками самых высоких энергий. Каждая антенна ASKAP способна охватывать небо площадью до ста полных лун, однако, чтобы поймать как можно больше быстрых радиовсплесков, исследователи прибегли к необычной стратегии. Обычно телескоп осматривают одну часть неба, но антенны можно развернуть так, чтобы они начали «слушать» в нескольких направлениях. Это приумножает область наблюдений ASKAP. Именно такой подход и привел к успеху.

Помимо открытия самих быстрых радиовсплесков анализ собранных данных помог подтвердить гипотезу о том, что катастрофические события, порождающие их, происходят по всему космосу и в самых удаленных от Земли галактиках.

«Всплески путешествуют миллиарды лет и иногда проходят сквозь облака газа. Каждый раз, когда это происходит, разные длины волн, составляющие их, по-разному замедляются. В конечном итоге, когда FRB достигает Земли, задержки в приходе составляющих его волн говорят нам, через какое количество вещества они прорывались во время путешествия», – пояснил Жан-Пьер Маккварт, соавтор исследования из Университета Картина (Австралия).

Учитывая то, что быстрые радиовсплески приходят издалека, исследователи могут использовать их, чтобы обнаружить все недостающее вещество, находящееся между галактиками, и это является действительно захватывающим открытием.

Следующей задачей астрономы называют точное определение местоположения всплесков на небе, что позволит связать каждый из них с конкретной галактикой.

Больше по теме:   Далекий космос