Роберт Бенкен

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 22 часа назад в разделе TESS

Опубликовано

У горячих звезд обнаружены гигантские магнитные пятна и сверхвспышки

Эти раскаленные светила в два раза меньше Солнца, но при этом в 4-5 раз горячее его.

Используя телескопы Европейской южной обсерватории (ESO), астрономы обнаружили на поверхности очень горячих звезд в звездных скоплениях гигантские магнитные пятна, а также зафиксировали у некоторых из них сверхмощные вспышки и взрывные события, при которых выделяется в несколько миллионов раз больше энергии, чем при подобных явлениях на Солнце. Об этих открытиях, помогающих понять природу необычных звезд, сообщается в журнале Nature Astronomy.

«Изученные нами горячие и маленькие звезды с массами примерно вдвое меньше, чем у Солнца, отличаются тем, что они, как нам известно, минуют одну из конечных стадий жизни типичной звезды и умирают преждевременно. В Млечном Пути эти пекулярные, необычные горячие объекты обычно входят в состав тесной двойной системы», – рассказывает Язан Момани, ведущий автор исследования из астрономической обсерватории в Падуе (Италия).

Пятна на исследованных звездах особого типа (звезды крайней горизонтальной ветви) оказались совсем не такими, как темные пятна на нашем Солнце, хотя и в том, и в другом случае они вызваны магнитными полями. Пятна ярче и горячее, чем окружающая их поверхность звезды, в отличие от Солнца, где они выглядят темными отметинами на фоне яркого и более горячего окружения.

Кроме этого, пятна на звездах крайней горизонтальной ветви значительно больше солнечных – они покрывают до четверти поверхности объекта, – и невероятно устойчивы – они держатся десятилетиями, в то время как индивидуальные солнечные пятна «живут» от нескольких дней до нескольких месяцев. Когда горячие звезды вращаются, пятна на поверхности то появляются в поле зрения, то исчезают из него, что и приводит к наблюдаемым изменениям блеска.

Помимо переменности блеска, связанной с пятнами, астрономы обнаружили пару звезд крайней горизонтальной ветви, на которых происходили сверхвспышки – взрывные выделения энергии, также свидетельствующие о присутствии магнитного поля.

«Они похожи на вспышки, которые мы видим на Солнце, но в десять миллионов раз мощнее. Мы никак не ожидали такого поведения у этих звезд; оно свидетельствует о том, как важно принимать во внимание магнитные поля при объяснении их свойств», – добавил Генри Боффин, соавтор исследования астроном из штаб-квартиры ESO в Германии.

После шестидесятилетних попыток понять природу звезд крайней горизонтальной ветви, астрономы теперь имеют более полную картину их поведения. Более того, это открытие может помочь объяснить происхождение сильных магнитных полей у многих белых карликов, объектов, представляющих последнюю стадию жизни солнцеподобных звезд и имеющих много общего со звездами крайней горизонтальной ветви.

«Главное, что изменения блеска всех горячих звезд, от молодых звезд типа Солнца до старых звезд крайней горизонтальной ветви и давно умерших белых карликов, теперь можно связать друг с другом. Все эти объекты могут иметь на поверхности магнитные пятна», – заключил Дэвид Джонс, соавтор исследования из Института астрофизики Канарских островов (Испания).

Больше по теме:   ESO  Звезды