Александр Скворцов

Кристина Кох

Последнее обновление 18 минут назад в разделе Земля

Опубликовано

У звезды в соседней галактике обнаружен джет протяженностью 33 световых года

Новорожденная звезда, превосходящая по массе Солнце в 12 раз, проживает в Большом Магеллановом Облаке.

Адаптивная оптика и приемник MUSE на Очень Большом Телескопе (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO) позволили астрономам получить великолепное изображение области с новорожденными звездами в соседней галактике, а также выявить у одной из них необычную особенность. Результаты наблюдений и выводы ученых представлены в журнале Nature.

«Область LHA 120-N 180B в Большом Магеллановом Облаке, видимая на цветном снимке, принадлежит к типу туманностей H II – настоящим питомникам новорожденных звезд», – пишут авторы исследования.

Области H II представляют собой межзвездные облака ионизированного водорода и являются «звездными яслями», в которых юные массивные светила, ответственные за ионизацию окружающего их газа, создают весьма живописные картины. Особенность формы LHA 120-N 180B в том, что туманность образует циклопический пузырь водорода, окруженный четырьмя пузырями меньшего размера.

Глубоко в недрах этого светящегося облака MUSE обнаружил джет, получивший обозначение HH 1177. Он выброшен только что образовавшейся звездой, которая в 12 раз массивнее Солнца. Такая структура впервые наблюдается вне Млечного Пути в видимом свете, так как обычно джеты экранируются их пылевым окружением. Однако относительно бедная пылью межзвездная среда в Большом Магеллановом Облаке позволяет наблюдать его на оптических длинах волн. Кроме этого, HH 1177 является одним из самых длинных джетов среди всех известных: его протяженность почти 33 световых года.

HH 1177 многое рассказывает нам о ранней истории звезд. Пучок частиц в высокой степени коллимирован: почти не расходится на всем своем протяжении. Такие джеты ассоциируются с аккреционными дисками вокруг своих звезд, и могут пролить свет на процесс концентрации вещества вокруг них.

«Мы обнаружили, что как массивные, так и маломассивные светила выбрасывают коллимированные джеты, подобные HH 1177, в результате действия одинаковых механизмов. Это намекает на аналогичный процесс формирования звезд различной массы», – заключили авторы исследования.