У центральной черной дыры Млечного Пути выявлены сильные магнитные поля

Для наблюдений использовалось восемь телескопов по всему миру, объединенных в единую сеть.

В рамках международного проекта «Event Horizon Telescope» астрономам удалось получить снимок сверхмассивной черной дыры Стрелец A* в поляризованном свете. Собранные данные позволили выявить структуру магнитного поля, поразительно похожую на наблюдаемую у гравитационного монстра в центре галактики Messier 87. Это, во-первых, позволяет предположить, что сильные магнитные поля могут быть общими для всех черных дыр, а во-вторых, намекает на существование джета у Стрельца A*. Результаты наблюдений и выводы ученых представлены двумя статьями (раз, два) в журнале Astrophysical Journal Letters.

«Теперь мы знаем, что вблизи центральной черной дыры Млечного Пути существуют сильные, скрученные и организованные магнитные поля, и что они имеют решающее значение для ее взаимодействия с окружающим газом и веществом», – рассказывают участники проекта.

На сегодня астрономам удалось получить снимки всего двух черных дыр: в Млечном Пути и в галактике Messier 87. И, хотя они значительно различаются по массе и размеру, данные указывают на их удивительное сходство, что заставило ученых задуматься, есть ли у них общие черты помимо внешнего вида. Чтобы проверить это, команда проекта «Event Horizon Telescope» изучила Стрелец A* в поляризованном свете. Предыдущие аналогичные исследования сверхмассивной черной дыры в галактике Messier 87 показали, что магнитные поля вокруг нее позволяли ей выбрасывать мощные струи вещества в окружающую среду.

«Фиксируя поляризованный свет от горячего светящегося газа вблизи черных дыр, мы напрямую определяем структуру и силу магнитных полей, пронизывающих поток газа и вещества. Но получить изображение черных дыр в поляризованном свете не так просто, как надеть солнцезащитные очки с поляризацией, и это особенно верно для объекта Стрелец А*, который меняется невероятно быстро», – пояснили участники проекта.

На примере двух черных дыр с очень разными массами и галактиками-хозяевами важно определить, в чем они схожи, а в чем нет. Поскольку, как выяснилось, обе они обладают сильными магнитными полями, это наводит на мысль, что данная особенность может быть универсальной и, возможно, фундаментальной для всех объектов такого рода.

«Кроме этого, еще одним из сходств между этими двумя черными дырами может быть джет, и, хотя мы видим его у черной дыры в Messier 87, у Стрельца А* джет еще только предстоит обнаружить», – заключили участники проекта.

С 2017 года «Event Horizon Telescope» провел несколько наблюдений Стрельца А* и планирует снова приступить к ним в апреле 2024 года. С каждым новым этапом изображения улучшаются, поскольку массив использует больше телескопов, более широкую полосу пропускания и новые частоты наблюдений. Запланированные на следующее десятилетие расширения позволят увидеть сверхмассивную черную дыру в сердце Млечного Пути с еще большей детализацией, и, возможно, выявить пока неуловимый джет.

Больше по теме:   Млечный Путь  Фотографии  Черные дыры