У загадочной «Звезды Табби» появился серьезный конкурент

Обнаружен красный карлик, который неожиданно потускнел на 80 процентов.

Еще одной тайной на небосводе стало больше. Астрономы зафиксировали пока необъяснимое сильное падение светимости звезды, продолжавшееся удивительно долго – один земной день. Результаты наблюдений и идеи ученых, которые могли бы раскрыть причину неординарного события, представлены в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

«Мы сообщаем о фиксации глубокого провала светимости EPIC 204376071, расположенной всего в 440 световых годах от нас. Звезда внезапно потускнела, а затем медленно вернулась в исходное состояние. Анализ данных телескопа «Kerpler» не выявил повторных событий за 160 дней наблюдений», – пишут авторы исследования.

Самая «знаменитая» звезда в нашей Галактике KIC 8462852, также известная как «Звезда Табби», приобрела свою известность в 2015 году благодаря спорадическим провалам в яркости, которые достигали 22 процентов. На данный момент ученые выдвинули огромное разнообразие потенциальных объяснений ее странного поведения. Некоторые говорят, что это связано с внутренней динамикой светила, другие, что она окружена роем комет и астероидов и на ее орбите вращается планета с огромной кольцевой системой.

Есть и те, кто пытается найти связь между провалами в яркости и орбитальной мегаструктурой, так называемой сферой Дайсона, созданной сверхразвитой цивилизацией инопланетян, хотя недавнее исследование свело к минимуму такую возможность.

Но EPIC 204376071 превзошла даже «Звезду Табби». Она очень быстро потускнела на 80 процентов, а затем постепенно восстановила свою светимость.

Звезда EPIC 204376071 представляет собой красный карлик возрастом около 10 миллионов лет, который в 9 раз «легче» Солнца и на 40 процентов меньше его. Она обладает большой вспышечной активностью, но в остальном является ничем не примечательным типичным для своего класса светилом. Если бы не ее ассиметричный провал, который ранее не наблюдался у других объектов, EPIC 204376071 никто бы и не заметил.

Сейчас у астрономов есть несколько идей, которые могли бы объяснить увиденное событие, однако все они имеют недостатки. Первая заключается в существовании на орбите EPIC 204376071 планеты или коричневого карлика с гигантскими кольцами, так как моделирование аналогичной системы показывает похожую на наблюдаемую кривую блеска. Но, поскольку провал за 160 дней фиксировался лишь однажды, спутник должен иметь период не менее 80 дней, а в симуляции, которая позволила достигнуть совпадения с данными, компаньон совершает один оборот за 28 дней на расстоянии 0,1 астрономической единицы.

Другое потенциальное объяснение сводится к существованию специфического неравномерного облака пыли, которое плотнее с одной стороны и тоньше с другой, проходившего между EPIC 204376071 и Землей в момент наблюдений. По мнению исследователей это маловероятный сценарий, но не невозможный. Кроме этого смоделированная кривая блеска не совсем совпадает с наблюдаемой.

Разобраться в загадке EPIC 204376071, отмечают исследователи, поможет измерение лучевых скоростей звезды, позволяющее выявить присутствие крупного объекта на ее орбите. Кроме того, оптические наблюдения также не лишены смысла, так как рассеивание света может указать на существование пылевой структуры. Но, пока мы ждем новых данных, EPIC 204376071 будет оставаться еще одной таинственной звездой Млечного Пути.

Больше по теме:   Красные карлики