Александр Скворцов

Кристина Кох

Последнее обновление 18 минут назад в разделе Земля

Опубликовано

5K

Ученые сообщили об изменении цвета мирового океана

Наблюдения спутников должны помочь в мониторинге этих изменений и обеспечить раннее предупреждение о широкомасштабной трансформации морской экосистемы.

Глобальное потепление вызывает значительные изменения в составе и распределении фитопланктона в мировом океане, что в ближайшие десятилетия скажется на его цвете, усилив синие и зеленые оттенки, заявляют ученые в исследовании, представленном в журнале Nature Communications.

«Мы разработали глобальную модель, которая, в зависимости от локального повышения температуры, имитирует рост, взаимодействие и смешение различных видов фитопланктона по всему миру. В результате мы выяснили, как эти процессы отражаются на поглощении и отражении солнечного света фитопланктоном, и показали, что к концу XXI века более 50 процентов мирового океана изменит свой цвет под влиянием климата», – пишут авторы исследования.

Цвет океана зависит от взаимодействия солнечного света с тем, что в нем находится. Молекулы воды поглощают почти весь спектр, за исключением его синей части, которая отражается обратно, поэтому относительно открытые районы океана кажутся темно-синими из космоса. Если же в океане есть обширные популяции каких-либо организмов, то они могут влиять на общий окрас, поглощая и отражая световые волны различной длины в зависимости от их индивидуальных свойств.

Например, фитопланктон содержит хлорофилл, пигмент, который в основном поглощает синие «лучи», вырабатывая углерод в ходе фотосинтеза, и отражает зеленые. В результате области океана, богатые водорослями, имеют зеленоватый оттенок.

Глобальное потепление и цвет океана

Проанализировав данные со спутников за последние несколько лет, исследователи доработали компьютерную модель, которая ранее использовалась для прогнозирования изменений фитопланктона при повышении температуры (с учетом их роста, питания, смешения, а также океанических течений), включив в нее новый параметр: конкретные длины волн света, поглощаемые и отражаемые океаном в конкретных регионах.

«При увеличении глобальной температуры на 3 градуса Цельсия к концу XXI века, которое прогнозируют большинство ученых при сохранении текущего уровня выбросов парниковых газов, состав фитопланктона изменится, и через несколько десятков лет наша голубая планета будет выглядеть иначе. Для невооруженного глаза эти изменения не будут казаться значительными, и океан все равно будет более синим в субтропиках и более зеленым вблизи экватора и полюсов. Однако насыщенность цветов будет постепенно возрастать, и в конце концов разница станет заметна», – подвела итог Стефани Дуткевич, ведущий автор исследования из Департамента наук о Земле, атмосфере и планетах при Массачусетском технологическом институте (США).