Ученые «воскресили» микроорганизмы, которые провели под морским дном более 100 миллионов лет

Несмотря на успех эксперимента пока неясно, как они могут выживать в таких суровых условиях и насколько долго.

Микробные сообщества в энергетически бедных глубоководных отложениях под морским дном сохраняют свой метаболический потенциал на протяжении как минимум 101,5 миллиона лет, и при первой возможности «просыпаются», будучи готовыми к питанию и размножению, сообщается в исследовании, представленном в журнале Nature Communications.

«Наш главный вопрос заключался в том, может ли жизнь существовать в среде, ограниченной питательными веществами, или же… это безжизненная зона. В поисках ответа мы проанализировали пробы осадочных пород, отобранные на глубине до 74,5 метра под абиссальной равниной Южно-Тихоокеанской котловины, дно которой в некоторых местах на 5,7 тысячи метров ниже уровня моря. Эти слои осаждались в период от 13 до 101,5 миллиона назад и содержат крайне низкое количество органического материала, например, углерода, несмотря на повсеместное присутствие кислорода», – рассказывают авторы исследования.

В рамках исследования ученые провели эксперименты, в ходе которых образцы со слоев осадочных пород возрастом в 13 и 101,5 миллиона лет были инкубированы с изотопно-меченными углеродными и азотными субстратами в качестве индикаторов микробной активности. Целью было проверить, являются ли клетки из образцов жизнеспособными с точки зрения питания и деления.

В результате ученые обнаружили, что некоторые микробы быстро реагировали на условия инкубации, увеличившись в количестве более чем на четыре порядка за 68 дней. В старейшей пробе осадочных пород возрастом 101,5 миллиона лет также наблюдалось активное поглощение помеченных изотопами соединений и увеличение общего количества клеток.

«Сначала мы были скептически настроены, но затем обнаружили, что до 99,1% микробов в осадочных породах, осевших 101,5 миллиона лет назад, были еще живы и готовы к еде. Похоже, что нет никаких ограничений для жизни в древних отложениях мирового океана. Куда бы мы ни посмотрели, там все еще можно найти живые организмы, которые могут проснуться и начать расти и размножаться», – заключили авторы исследования.