Александр Скворцов

Джессика Меир

Последнее обновление 11 часов назад в разделе Астероиды

Опубликовано

В 2083 году на небе вспыхнет «новая» звезда. Она будет ярче Сириуса

Звезда будет видна на всей территории России в течение месяца.

Тусклая звезда V Стрелы (V Sagittae), в настоящее время невидимая невооруженным глазом и едва заметная в небольшие телескопы, к 2083 году станет самой яркой на ночном небе, затмив даже знаменитый Сириус. Причина этому кроется в ее классе – V Стрелы является экстремальной катаклизмической переменной, состоящей из белого карлика и более массивной обычной звезды, вращающихся очень близко друг к другу. Это приводит к тому, что выгоревшее светило перетягивает материю со своего компаньона и к концу столетия окончательно «поглотит» его, что спровоцирует ускоренный термоядерный синтез и яркую вспышку.

«V Стрелы уникальна даже среди звезд своего класса. Во всех других подобных системах белый карлик массивнее своего компаньона, а здесь все наоборот. И, несмотря на то, что уже давно известно о необычной природе этой звезды, никто раньше не знал о стремительном сокращении расстояния между ее компонентами. Выяснив это, нам удалось составить строгий прогноз на будущее V Стрелы. До 2083 года скорость падения вещества на белого карлика будет катастрофически расти, а в последние дни этого смертельного для обычной звезды танца они сольются, на месяц затмив Сириус и, возможно, даже Венеру», – заявил Брэдли Шефер из Университета штата Луизиана (США) на 235-ом собрании Американского астрономического общества в Гонолулу, Гавайи (США).

Сделать точный прогноз ученым удалось в ходе рутинного анализа изменения яркости V Стрелы по старым астрономическим фотопластинкам, хранящимся в архиве обсерватории Гарвардского колледжа (США), и данным Американской ассоциации наблюдателей переменных звезд. Они предоставили им подробную информацию о звезде начиная с 1890 года. Оказалось, что с того времени и по сей день V Стрелы систематически и постепенно наращивает яркость, в итоге увеличив ее в 10 раз.

Это странное поведение говорит о том, что скорость падения массы с нормальной звезды-компаньона на белого карлика возрастает экспоненциально из-за быстрого сокращения расстояния между ними и увеличения скорости вращения.

«Уточнив все параметры системы и применив формулы мы поняли, что судьба V Стрелы предрешена. В течение следующих нескольких десятилетий обычная звезда будет стремительно двигаться по спирали к белому карлику, а система наращивать яркость. Этот процесс неизбежно завершится кульминацией с высвобождением огромного количества потенциальной гравитационной энергии, приводящей в движение звездный ветер», – пояснил Брэдли Шефер.

Конечным результатом слияния станет создание одной звезды с вырожденным ядром белого карлика и горящем водородным слоем, окруженной обширной газовой оболочкой. Неопределенность в дате события составляет ± 16 лет, следовательно, слияние будет происходить примерно между 2067 и 2099 годами, но, скорее всего, ближе к середине этого диапазона.

«Теперь люди во всем мире могут знать, что они увидят удивительную звезду, сияющую как самая яркая на небе в течение месяца или около того, на которую указывает Стрела, расположенная чуть ниже Лебедя», – заключил Брэдли Шефер.

Больше по теме:   Белые карлики  Звезды  Новые