Роберт Бенкен

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 1 день назад в разделе Белые карлики

Опубликовано

В Австралии найден общий предок всех животных. И даже человека

Трехмерное сканирование показало правильную, последовательную форму цилиндрического тела с отчетливой головой, хвостом и слабо выраженной мускулатурой.

Комплекс ископаемых организмов, известный как эдиакарская биота, содержит старейшие окаменелости сложных многоклеточных существ. Тем не менее, большинство из них не имеют прямого отношения к современным животным, поскольку им не хватало основных характеристик большинства организмов, таких как рот или кишка.

Развитие двусторонней симметрии было критическим шагом в эволюции животной жизни, давшим организмам возможность направленного движения и общий способ организации тела. Множество животных, от червей до насекомых, от динозавров до людей, организованы по одному и тому же двустороннему плану тела.

Эволюционные биологи, изучающие генетику современных животных, предсказывали, что самый старый предок всех двусторонне-симметричных был бы простым и маленьким, с рудиментарными органами чувств. Идентификация окаменелых останков такого животного считалась трудной задачей, если не невозможной.

Наконец, по австралийским окаменелостям команда, возглавляемая геологами Калифорнийского университета в Риверсайде (США), обнаружила первого предка на семейном древе всех животных. Крошечное червеобразное существо по имени Ikaria wariootia – самая ранняя билатерия, или организм с передней и задней частями, двумя симметричными сторонами и отверстиями на обоих концах тела, соединенными кишкой. Статья, описывающая находку, опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В течение 15 лет ученые соглашались с тем, что окаменелые норы, найденные в отложениях эдиакарского периода возрастом 555 миллионов лет в Южной Австралии, были созданы билатериями. Но не было признаков того, какое именно существо оставило после себя эти ходы.

Геологи Скотт Эванс и Мэри Дрозер заметили мельчайшие овальные отпечатки рядом с некоторыми из этих нор. Они использовали трехмерный лазерный сканер, который показал правильную, последовательную форму цилиндрического тела с отчетливой головой, хвостом и слабо выраженной мускулатурой. Длина животного составляла от 2 до 7 миллиметров, а ширина около 1-2,5 миллиметра.

«Мы предполагали, что первые билатерии должны были существовать в эдиакарском периоде, но понимали, что их будет трудно распознать. После того, как мы провели 3D-сканирование, мы знали, что сделали важное открытие», – рассказал Скотт Эванс.

Несмотря на относительно простую форму, Ikaria был сложным организмом по сравнению с другими ископаемыми этого периода. Древнее существо рыло проходы в тонких слоях насыщенного кислородом песка на дне океана в поисках органического вещества, что указывает на элементарные органы чувств. Очертания Ikaria представляют четко различимые передние и задние части тела, поддерживающие направленное движение.

В норах также сохранились V-образные гребни, позволяющие предположить, что первая билатерия двигалась, сокращая мышцы по всему телу. Свидетельство смещения отложений в норах и признаки того, что организм питался погребенным органическим веществом, показывают, что у Ikaria, вероятно, были рот, задний проход и кишечник.

«Это то, что предсказали эволюционные биологи. И действительно захватывающе, что то, что мы нашли, очень точно соответствует их прогнозу», – резюмировали исследователи.