Александр Скворцов

Кристина Кох

Последнее обновление 2 часа назад в разделе Земля

Опубликовано

В Млечном Пути обнаружена блуждающая черная дыра размером с Юпитер

Основываясь на форме и движении газовых потоков вокруг невидимого объекта, астрономы сделали вывод, что он массивнее Солнца в 32 тысячи раз.

Используя массив радиотелескопов ALMA, астрономы отследили перемещения потоков молекулярного газа, расположенных в 20 световых годах от центра Млечного Пути, которые указывают на их явное орбитальное движение вокруг невидимого объекта, возможно, являющегося блуждающей черной дырой промежуточной массы. Статья, описывающая выводы ученых, принята к публикации в журнале Astrophysical Journal Letters.

«Наши результаты дают новые косвенные доказательства существования «спящих» блуждающих черных дыр промежуточной массы в центре нашей Галактики и показывают, что высокоскоростные компактные облака могут быть их маркерами», – пишут авторы исследования.

Черные дыры довольно трудно обнаружить, если они не поглощают вещество или не сталкиваются, поскольку в спокойное время эти монстры не испускают электромагнитное излучение, так как оно не может достичь скорости, которая позволит ему покинуть пределы горизонта событий. Таким образом, черные дыры невидимы для наших инструментов, пока не начнут делать что-то заметное.

Тем не менее, известно, что есть черные дыры звездной массы, образовавшиеся в результате коллапса ядра звезды и превышающие массу Солнца в несколько десятков раз, и сверхмассивные черные дыры, которые «тяжелее» Солнца в сотни тысяч, миллионы и миллиарды раз.

Между этими двумя крайностями есть колоссальный пробел, хотя существуют довольно надежные свидетельства, указывающее на существование черных дыр промежуточной массы, однако пока их обнаружить не удалось.

«Когда я впервые проверил данные ALMA, я был действительно взволнован, потому что наблюдаемый газ демонстрировал очевидное орбитальное движение, которое настоятельно указывает на присутствие невидимого массивного объекта», – рассказывает Шунь Такекава, ведущий автор исследования из Национальной астрономической обсерватории Японии.

Основываясь на форме и движении газовых потоков, команда сделала вывод, что невидимый объект массивнее Солнца в 32 тысячи раз и по размеру сопоставим с Юпитером. Полученные результаты, по мнению авторов исследования, делают его очень сильным претендентом на черную дыру промежуточной массы и предоставляют новый метод их обнаружения.

«Наблюдения с высоким разрешением компактных высокоскоростных облаков молекулярного газа могут увеличить число кандидатов на неактивные черные дыры, предоставляя новую перспективу для поиска «пропавших» гравитационных монстров промежуточной массы», – заключил Шунь Такекава.

Больше по теме:   Млечный Путь  Черные дыры