Александр Скворцов

Эндрю Морган

Кристина Кох

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление в разделе Белые карлики

Опубликовано

В недавнем прошлом Плутон был «живой планетой», считают астрономы

Анализируя данные, собранные космическим аппаратом NASA «New Horizons» во время исторического пролета системы Плутона в 2015 году, астрономы из Института SETI с удивлением обнаружили залежи аммиака вдоль разлома в районе, где присутствует водяной лед. Это, по мнению исследователей, указывает на недавнюю тектоническую активность в этом регионе, а также дает дополнительную поддержку идее существования жидкого океана под ледяной коркой карликовой планеты. Выводы ученых опубликованы в журнале Science Advances.

«Льды, содержащие аммиак, обычно недолговечны в подобных средах и исчезают при облучении ультрафиолетом или заряженными частицами всего за 400 тысяч — миллиард лет. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что аммиак, обнаруженный на поверхности карликовой планеты, мог быть недавно осажден в результате криовулканизма, который, в свою очередь, может указывать на присутствие жидкой воды в глубинах Плутона», – пишут авторы исследования.

Химический отпечаток аммиака замечен во льдах красноватого оттенка в диапазоне до 200 километров от области Плутона, носящей неофициальное название Борозда Вергилия и прилегающей к кратеру Эллиота. По-видимому, этот регион, как и многие другие на карликовой планете, был активен в прошлом. С другой стороны, если в создании залежей аммиака участвует криовулканизм, то это наводит на мысль как о продолжающихся геологических процессах, так и о подъеме аммиакосодержащих водных растворов, предположительно берущих начало в подповерхностном океане.

Аммиак является отличным антифризом, который может значительно снизить температуру замерзания воды. Если подповерхностный океан Плутона содержит его, это может объяснить, почему вода в нем остается жидкой на таком удалении от Солнца.

Кроме этого, облучение льда, богатого аммиаком и органическими веществами, как показывают лабораторные опыты, может привести к образованию молекул, необходимых для зарождения известных нам форм жизни, в том числе нуклеиновых оснований, из которых состоят ДНК и РНК. Это не обязательно означает, что на Плутоне была или есть жизнь, но указывает на возможность ее появления в неожиданно неблагоприятных условиях.

«Полученные данные говорят о том, что и вдали от звезды могут происходить интересные вещи. Если они возможны на Плутоне, в холоде и темноте, то строительные блоки жизни могут развиться где угодно», – заключают исследователи.

Больше по теме:   Плутон