В прошлом у Марса были кольца, заявили астрономы

Они периодически появлялись в ходе разрушения спутников.

Необычный наклон орбиты Деймоса – меньшего из двух спутников Марса – может быть объяснен присутствием в прошлом у Красной планеты массивных колец, заявили ученые из Института SETI и Университета Пердью (оба – США) на 236-м заседании Американского астрономического общества, проходящего в режиме онлайн из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

В то время как у четырех из наиболее массивных планет в нашей Солнечной системе есть гигантские кольца и многочисленные крупные спутники, Марс обладает всего двумя маленькими, деформированными лунами, Фобосом и Деймосом, орбиты которых скрывают важные секреты их прошлого.

«Долгое время ученые считали, что спутники Марса, обнаруженные в 1877 году, были захваченными астероидами. Однако, когда выяснилось, что их орбиты находятся почти в одной плоскости с экватором Марса, стало ясно, что луны должны были образоваться одновременно с планетой. При этом тот факт, что орбита Деймоса не совсем совпадает с экватором Марса, считался неважным, и никто не пытался объяснить его», – рассказывает Матия Цук, ведущий автор исследования из Института SETI.

В то время, как Деймосу миллиарды лет, внутренняя луна Марса – Фобос – молод и, по мнению авторов исследования, образовался всего 200 миллионов лет назад, когда на Земле уже жили динозавры. Ученые отметили, что Фобос теряет высоту из-за гравитационного воздействия Красной планеты. Вскоре, по астрономическим меркам, он подойдет слишком близко к Марсу, и гравитация разорвет спутник, образовав кольцо вокруг планеты. Астрономы предположили, что за миллиарды лет по такому же сценарию несколько поколений марсианских спутников уже разрушались в кольца, спровоцировав наклон Деймоса. Симуляции это подтвердили.

«Модели показали, что новорожденная луна под действием вновь образованного кольца и Марса постепенно дрейфовала наружу системы, и, достигнув определенного региона, она вступала в так называемый орбитальный резонанс с Деймосом и сильно воздействовала на него. Возможно, изначально погибший далекий предок Фобоса был в 20 раз массивнее его и разрушился чуть более 3 миллиардов лет назад, после чего последовало еще два цикла, где Фобос является результатом последнего», – добавил Матия Цук.

Выводы ученых подразумевают, что на протяжении большей части своей истории Марс обладал заметным массивным кольцом.

Эти идеи ученых могут быть подвергнуты проверке уже через несколько лет. Японское космическое агентство JAXA планирует отправить зонд на Фобос в 2024 году, чтобы получить и переправить на Землю образцы его поверхности.

«Надеюсь, это даст нам твердые ответы о мрачном прошлом марсианских лун», – подытожил Матия Цук.

Больше по теме:   Деймос  Марс  Фобос