В скоплении Персея обнаружен гигантский «холодный фронт»

Космическая рентгеновская обсерватория NASA «Chandra» зафиксировала гигантский устойчивый «холодный фронт», мчащийся через скопление Персея. Он охватывает область протяженностью около двух миллионов световых лет и бушует уже на протяжении пяти миллиардов лет – дольше, чем существует Солнечная система. Результаты исследования представлены в журнале Nature Astronomy.

«Размер, возраст и скорость этого холодного фронта удивительны. В этой космической погодной системе все является экстремальным», – сказал Стивен Уокер, ведущий автор исследования из Центра космических полетов им. Годдарда NASA.

Скопления галактик являются самыми крупными и самыми массивными объектами во Вселенной, которые удерживаются под действием гравитации. В кластерах между сотнями или даже тысячами звездных домов имеются огромные резервуары сверхнагретого газа, ярко светящегося в рентгеновском свете.

Холодный фронт в скоплении Персея состоит из относительно плотной полосы «холодного» газа с температурой около 30 миллионов градусов, движущейся через горячую область более низкой плотности с температурой примерно 80 миллионов градусов со скоростью более 480 000 километров в час. По мнению исследователей, поток был сформирован столкновением скопления Персея с меньшим галактическим кластером.

Астрономы ожидали, что такой старый холодный поток должен был бы рассеяться с течением времени, так как он путешествует миллиарды лет в суровых условиях турбулентности, вызванной выбросами огромной черной дыры в центре скопления. Однако сильные магнитные поля, окутывающие газ, позволили холодному фронту оставаться чрезвычайно четким на протяжении трети возраста Вселенной и не рассеиваться.

«Как бы то ни было, холодный фронт сохранился без изменений. Мы точно не знаем, что делает этот поток настолько устойчивым, но наши компьютерные модели дают некоторые важные подсказки. Скорее всего магнитные поля окутали холодный фронт, и действуя как щит, закрывют его от внешних воздействий кластера», – заключил Джон Зухон, соавтор исследования из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в Кембридже (США).

Больше по теме:   NASA  Галактики