Александр Скворцов

Эндрю Морган

Кристина Кох

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление в разделе Белые карлики

Опубликовано

В уникальной системе «двух солнц» обнаружена третья планета

Система Kepler-47 из двух звезд и трех планет уместилась бы между Солнцем и Землей.

Повторный анализ данных завершившего научную карьеру космического телескопа NASA «Kepler» привел к открытию третьей экзопланеты в системе звезды Kepler-47, что обеспечило ей звание самой интересной среди всех, состоящих из двух звезд. Исследования и выводы ученых представлены в журнале Astronomical Journal.

«Двойная система Kepler-47 является уникальной среди всех ей аналогичных, так как только у нее обнаружено более одной планеты», – пишут авторы исследования.

Система Kepler-47 располагается на расстоянии примерно 3340 световых лет от Земли в направлении созвездия Лебедя. Она состоит из солнцеподобной звезды и ее компаньона, который в три раза «легче» и значительно слабее нашего Солнца. Членов системы разделяет всего 12 миллионов километров, а один оборот вокруг общего центра масс они совершают за 7,45 земных суток.

Слабый сигнал от далекой планеты

В 2012 году было объявлено об открытии в системе двух экзопланет Kepler-47b и Kepler-47с транзитным методом, причем внешняя располагается в обитаемой зоне. Та, что находится ближе к звездам превосходит по размеру Землю в 3,1 раза, а наиболее удаленная в 4,7 раза. Один оборот вокруг пары светил они совершают за 29 и 303 земных дней соответственно. В том же году в данных «Kepler» был замечен еще один крайне слабый транзит, однако тогда этот сигнал не позволял говорить о том, что его причиной является третья планета.

«Известно, что в таких системах орбитальные плоскости планет со временем меняются. В данном случае орбита ранее невыявленной планеты выровнялась удачно. Это привело к усилению ее транзитного сигнала настолько, что он стал самым глубоким среди всех в Kepler-47», – пояснили исследователи.

Сопоставив новый транзит с тем, что был замечен в 2012 году, команда смогла вычислить орбитальный период вновь обнаруженного мира и выявить дополнительные транзиты в данных «Kepler», которые ранее «прятались» в шуме.

Крайне низкая плотность

Обнаруженная экзопланета получила обозначение Kepler-47d. К удивлению астрономов, она расположена не до или после, а между двух ранее открытых Kepler-47b и Kepler-47с. Кроме этого Kepler-47d, обладая размером в 7 земных, является самой крупной в этом семействе. Один оборот вокруг звезд она совершает за 187 земных дней.

Открытие третьей планеты дало астрономам возможность гораздо подробнее изучить систему. Например, они выяснили, что все миры в Kepler-47 обладают очень низкой плотностью, меньшей, чем у Сатурна, который среди всех планет Солнечной системы является самым «раздутым».

«Наше исследование подтверждает одно из самых интересных открытий «Kepler»: системы c плотно упакованными планетами с низкими плотностями чрезвычайно распространены в нашей Галактике. Семейство Kepler-47 еще раз указало нам на то, что какой бы процесс ни формировал в нем планеты, он является общим для систем из одной или более звезд», – заключили исследователи.

Больше по теме:   Кеплер  Экзопланеты