Роберт Бенкен

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 1 день назад в разделе Белые карлики

Опубликовано

В юной Вселенной обнаружена ультрамассивная мертвая галактика

Еще до того, как Вселенной исполнилось два миллиарда лет, эта галактика уже набрала массу более 300 миллиардов Солнц.

Наблюдения необычной «галактики-монстра» возрастом примерно 13 миллиардов лет, получившей обозначение XMM-2599, показали, что с момента рождения она формировала звезды с огромной скоростью, а затем неожиданно «погибла», однако почему это случилось, пока неясно. Об удивительной находке сообщается в журнале The Astrophysical Journal.

«Еще до того, как Вселенной исполнилось два миллиарда лет, XMM-2599 уже набрала массу более 300 миллиардов Солнц, став ультрамассивной. Но более примечательно то, что она сформировала большинство светил в первый миллиард лет после Большого взрыва и необъяснимо потеряла активность через 800 миллионов лет. Мы наблюдали XMM-2599, когда она уже стала неактивной», – рассказывает Бенджамин Форрест, ведущий автор исследования из Калифорнийского университета в Риверсайде (США).

Подобные открытой «галактики-монстры» невероятно редки в ранней Вселенной, и, согласно моделям, все они должны рьяно рождать новые звезды. Поэтому XMM-2599 является интересным, необычным и выходящим за рамки удивительным объектом, так как в ней по какой-то причине прекратилось звездообразование, хотя на пике активности она за год формировала в тысячу раз больше светил, чем сегодня это делает Млечный Путь. Возможно, смерть галактики связана с тем, что она перестала получать топливо или ее черная дыра «проснулась».

«Пока мы не знаем, во что эта галактика превратилась за последующие 11,7 миллиарда лет, но ясно одно – она точно не потеряла массу. Смогла ли XMM-2599 притянуть к себе близкие звездообразующие галактики и вновь стать «живой», или же осталась изолированной? Возможно ли, что сегодня она является центральным членом одного из самых ярких и массивных скоплений галактик в локальной вселенной? Будущие наблюдения помогут нам найти ответы на эти вопросы и приблизиться к пониманию того, как образуются и умирают галактики-монстры» – заключили авторы исследования.

Больше по теме:   Галактики  Далекий космос