Впервые получен детальный снимок колыбели гигантской звезды

Возраст растущего светила оценивается всего в 3 тысячи лет, а масса в 10 солнечных.

Благодаря массиву радиотелескопов ALMA астрономам впервые удалось в деталях отобразить диск из газа и пыли, окружающий растущую массивную протозвезду, а также получить представление о протекающих в нем процессах. Полученный снимок и выводы ученых опубликованы в журнале The Astrophysical Journal Letters.

«Первый детальный снимок диска, питающего развивающуюся юную массивную звезду, позволил нам выяснить, что процессы формирования крупных и небольших светил имеют много общего. По сути они одинаковы, и их протекание не зависит от конечной массы звезды. Полученные нами данные открывают окно в более полное понимание звездообразования по всей Вселенной», – пишут авторы исследования.

Протозвезда – это молодая звезда, находящаяся в процессе формирования, чей рост обусловлен падающим на нее газом из окружающего диска. Детали этого процесса и вопросы, связанные с ним, такие как «почему звезды образуются с широким диапазоном масс?», до сих пор не раскрыты и не нашли ответа. Проблема в том, что сегодня в непосредственной близости от Солнечной системы в основном рождаются небольшие светила, чьи колыбели уже довольно подробно изучены, а вот массивные протозвезды на доступном для изучения расстоянии большая редкость. Плюс к этому, диски крупных звезд до сегодняшнего дня всегда наблюдались ребром.

«Теперь нам удалось найти идеальную цель для изучения – массивную растущую протозвезду G353.  Она расположена на расстоянии 5,5 тысячи световых лет от Земли в направлении созвездия Скорпиона и имеет массу, в 10 раз превосходящую солнечную. Ее уникальность заключается в том, что мы видим ее окружение плашмя», – отмечают авторы исследования.

Высокая разрешающая способность ALMA позволила рассмотреть вращающийся вокруг G353 диск, радиус которого оказался в восемь раз больше, чем расстояние от Солнца до Нептуна. Звучит грандиозно, однако это один из самых маленьких дисков, когда-либо обнаруженных вокруг массивных протозвезд. Кроме этого, наблюдения выявили газовую оболочку, простирающуюся втрое дальше границ диска.

«Мы измерили скорость притока газа из внешней оболочки к внутреннему диску, что помогло нам оценить возраст G353. Удивительно, но ей всего 3 тысячи лет, то есть G353 наиболее молодая среди всех известных массивных протозвезд. Мы стали свидетелями самой ранней фазы роста гигантского светила!» – добавил Казухито Мотоги, ведущий автор исследования из Университета Ямагути (Япония).

Интересно, что диск, окружающий G353, неоднородный: его юго-восточная сторона ярче других частей. Это первый случай, когда астрономы обнаружили асимметричный диск вокруг массивной протозвезды. Кроме этого, команде Казухито Мотоги удалось выяснить, что он очень нестабилен и вскоре будет фрагментирован. Такие особенности часто наблюдаются вокруг более мелких протозвезд, и это указывает на схожесть основных физических процессов при формировании светил различной массы.

«Предыдущие исследования предполагали, что процесс формирования не одинаков для мелких и крупных звезд. Наши же наблюдения показывают сходство. Это важный шаг к пониманию того, как массивные протозвезды собирают вещество из своего окружения», – заключает Казухито Мотоги.

Больше по теме:   Звезды  Фотографии