Впервые зафиксировано вторжение одной звезды в систему другой

Молодая звезда Z Большого Пса, подвергшаяся «нападению», располагается на расстоянии примерно 3750 световых лет от Земли.

Используя массивы телескопов ALMA и VLA, астрономы поймали явление, которое ранее предсказывалось только теоретически – пролет одной звезды через систему другой. В ходе вторжения «нарушитель» вызвал возмущения в протопланетном диске «жертвы» и вырвал из него часть пыли и газа, создав протяженный хвост. Результаты наблюдений и выводы ученых представлены в журнале Nature Astronomy.

«Наблюдательные доказательства событий пролета получить практически невозможно, потому что они происходят быстро и их трудно поймать в действии. То, что мы сделали, эквивалентно фикcации молнии, ударяющей по дереву. Это открытие показывает, что близкие встречи молодых звезд, еще окутанных дисками, действительно случаются в реальной жизни, и это не просто теоретические ситуации, наблюдаемые в компьютерном моделировании», – рассказывает Рубинг Донг, ведущий автор исследования из Университета Виктории (Канада).

Двойная звезда Z Большого Пса, подвергшаяся «нападению», располагается на расстоянии примерно 3750 световых лет от Земли. Ее возраст оценивается всего в 300 тысяч лет. Аналогичные возмущения, замеченные в ее протопланетном диске, наблюдались и ранее, однако они, вероятно, были вызваны самими компонентами развивающейся системы, а не другими звездами.

«Когда происходит вторжение звезды в систему другой, это вызывает изменения в морфологии диска: спирали, искривления, тени и прочее. Их можно рассматривать как сигнатуру пролета. В данном случае, внимательно изучив окружающий Z Большого Пса диск, мы обнаружили наличие нескольких из них, поэтому можем с большой долей вероятности говорить о вмешательстве извне», – пояснил Николас Куэльо, соавтор исследования из Университета Гренобль-Альпы (Франция).

Зафиксированное событие заставило астрономов задуматься о том, как это взаимодействие может сказаться на будущем двойной звезды Z Большого Пса и формировании планет в ее системе.

«Теперь мы знаем, что события пролета действительно происходят и оказывают серьезное воздействие на околозвездные диски, которые являются колыбелью планет. Они не только создают газовые потоки, но и, вероятно, влияют на сами звезды. Это может привести к таким последствиям, как вспышки аккреции, что, в свою очередь, скажется на развитие всей звездной системы», – заключил Рубинг Донг.

Больше по теме:   Звезды