Вулканическая активность на Луне продолжалась дольше, чем считалось ранее

Орбитальные данные показывают, что самые молодые вулканические образования на спутнике Земли располагаются в равнине Океан бурь – области застывшей лавы, выброшенной при извержении древнего вулкана.

Анализ образцов базальтовых пород, доставленных с Луны в рамках китайской миссии «Change 5», показал, что им не более двух миллиардов лет, то есть вулканическая активность на спутнике Земли продолжалась дольше, чем считалось ранее. Результаты исследования представлены в журнале Science.

«Chang’e 5» стала пятой по счету для Китая исследовательской роботизированной миссией к Луне. Она стартовала 23 ноября 2020 года и продлилась в общей сложности три недели.

1 декабря два модуля прилунились к северу от вулкана Пик Рюмкера в равнине Океан бурь для забора грунта и проведения научных исследований на поверхности Луны, а через два дня взлетный модуль достиг служебного зонда на окололунной орбите и перегрузил на него контейнер с пробами. 12 декабря космический аппарат с реголитом отправился к Земле. Через 4 дня, когда он находился на расстоянии 5 тысяч километров от нашей планеты, от него отделилась возвращаемая капсула, которая совершила мягкую посадку на территории Внутренней Монголии (Китай).

«Оценка содержания элементов и изотопное датирование свинца у двух базальтовых фрагментов показали, что породы образовались из магмы, извергавшейся около двух миллиардов лет назад. Это позже, чем формирование любых других известных вулканических образцов», – пишут авторы исследования.

Одной из причин этой поздней вулканической активности может являться присутствие в регионе сбора образцов высокой концентрации выделяющих тепло радиоактивных элементов в глубокой мантии Луны, которые спровоцировали бы подъем лавы. Однако доказательств этому получено не было, и сейчас ученые рассматривают альтернативные объяснения, например, приливный нагрев или особую минералогию источника, поддерживающую более низкую температуру плавления мантии.

Больше по теме:   Луна