За пределами Млечного Пути обнаружена звезда, окруженная диском

Она превосходит по массе Солнце минимум в 12 раз и удалена от нас более чем на 160 тысяч световых лет.

Используя массив радиотелескопов ALMA, астрономы обнаружили аккреционный диск у массивной быстрорастущей звезды, которая проживает в Малом Магеллановом облаке. Впервые такая структура наблюдается за пределами нашей Галактики. Об открытии сообщается в журнале Nature.

«Когда мы увидели признаки вращающейся структуры в данных, то не могли поверить, что обнаружили первый внегалактический аккреционный диск, это был особенный момент. Известно, что они крайне важны для формирования звезд и планет в границах Млечного Пути, и теперь, впервые, найдены прямые доказательства аналогичного процесса в другой галактике», – рассказывают авторы открытия.

Звезда, получившая обозначение HH 1177, превосходит по массе Солнце минимум в 12 раз и удалена от нас более чем на 160 тысяч световых лет. В 2019 году у нее был обнаружен джет протяженностью 33 световых года, который является признаком продолжающегося накопления ею массы, однако существование аккреционного диска еще предстояло подтвердить.

«Мы знаем, что вещество, притягивающееся к растущей звезде, не падает на нее «по прямой», а образует приплюснутый вращающийся диск. Ближе к центру диска материя движется быстрее, чем на периферии, и эта разница в скорости, которую мы выявили в данных, является неопровержимым доказательством присутствия аккреционного диска», – пояснили авторы открытия.

Массивные звезды, подобные HH 1177, формируются гораздо быстрее и живут значительно меньше, чем звезды с малой массой, подобные Солнцу. В нашей Галактике их наблюдения очень сложны, так как зачастую они скрыты от нас за плотной пеленой пыли. Однако в Большом Магеллановом облаке вещество, из которого рождаются звезды, принципиально отличается от локального: в нем очень низкое содержание пыли.

«Поэтому мы можем беспрепятственно исследовать молодую звезду HH 1177 в ее естественном коконе, получая хотя и далекий, но детальный взгляд на ранние этапы формирования звезд и планет»,  – заключили авторы открытия.