Жизнь на Марсе может распространяться с помощью ветра

Самая сухая пустыня на Земле продолжает нам рассказывать о потенциальной марсианской жизни.

Микробная жизнь на Марсе может распространиться по всей планете, перемещаясь на поднятых ветрами частичках пыли. К такому выводу ученых привели наблюдения за микроорганизмами в пустыне Атакама, климат которой невероятно сухой и сильно напоминает марсианский. Результаты исследования представлены в журнале Scientific Reports.

«Чтобы понять, может ли микробная жизнь перемещаться по пустыне Атакама, используя частицы пыли, мы пытались определить, откуда микроорганизмы поступают в ее самые засушливые участки», – рассказывают авторы исследования.

Атакама – самая сухая и древняя пустыня на Земле, являющаяся «аналогом» марсианской среды. Она располагается на западном побережье Южной Америки на территории Чили и имеет площадь примерно 105 тысяч квадратных километров. В некоторых местах пустыни дождь выпадает раз в несколько десятков лет.

Самые сухие места в Атакаме располагаются в ее центральной долине и характеризируются чрезвычайно малым количеством осадков, крайне высоким уровнем ультрафиолетового излучения и низкой влажностью воздуха, которая обычно находится на отметке в 0 процентов. Однако несмотря на столь суровые условия, даже в этих неблагоприятных регионах обнаружена микробная жизнь, которая находится в состоянии «сна», а при попадании влаги начинает размножаться.

В рамках исследования астробиолог Армандо Азуа-Бустос и его команда собрали 23 вида бактерий и 8 видов грибов в трех местах двух регионов центральной долины Атакамы, которые, в дополнение к их чрезвычайной засушливости, известны неблагоприятным для организмов химическим составом почвы. Бактериальные и грибковые виды, идентифицированные из образцов, включали Oceanobacillus oncorhynchi, впервые описанную в водной среде, и Bacillus simplex, происходящую из растений. Эти наблюдения показывают, что микробы могут проникать в Атакаму из Тихого океана и прибрежного хребта пустыни.

«Микробные клетки, собранные на контрольных участках утром, как правило, поступали из близлежащих районов, в то время как во второй половине дня ​​морские аэрозоли и микробная жизнь на частицах пыли переносились ветром из отдаленных мест», – отмечают авторы исследования.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что микробная жизнь способна эффективно перемещаться и распространяться по самой сухой пустыне на Земле, и предполагают возможность существования подобного процесса на Марсе.

Больше по теме:   Земля  Марс