Александр Скворцов

Ник Хейг

Кристина Кох

Последнее обновление 1 день назад в разделе JAXA

Опубликовано

Альтернативная теория гравитации прошла проверку галактикой «без темной материи»

MOND – противоречивая альтернатива Общей теории относительности Альберта Эйнштейна, не требующая существования темной материи для объяснения скорости вращения галактик.

В марте 2018 года ученые заявили об обнаружении карликовой галактики NGC1052-DF2, которая, как казалось, практически лишена темной материи. Последующие исследования опровергли это предположение, но выводы о том, что слишком медленное движение звезд в NGC1052-DF2 «убивает» альтернативную теорию гравитации MOND, оставались непоколебимы.

Однако в новом исследовании, представленном в журнале Nature, международная команда астрономов сообщает, что MOND продолжает «жить», и динамика карликовой галактики, содержащей порядка 200 миллионов звезд, соответствует ее предсказаниям.

«Замечательно, что MOND все еще позволяет делать успешные прогнозы, основанные на уравнениях, записанных 35 лет назад», – рассказывает Индранил Баник, соавтор исследования из Сент-Эндрюсского университета (Шотландия).

Модифицированная ньютоновская динамика (MOND) – противоречивая альтернатива Общей теории относительности Альберта Эйнштейна, не требующая существования темной материи для объяснения скорости вращения галактик.

На протяжении десятилетий не утихают споры о том, какая из них верна, и приводятся различные аргументы в пользу обеих, основанные на расчетах и наблюдениях. Однако до сих пор не было представлено ни одного исследования, которое указало бы на ошибочность альтернативной теории.

Так случилось и на этот раз. Проведя подробный анализ расчетов, основанных на скорости звезд в NGC1052-DF2 и исключающих MOND, ученые установили, что в них не учитывалось воздействие окружающей среды на карликовую галактику, которое, в свою очередь, оказывает влияние на движение внутри нее. Другими словами, если карликовая галактика близка к массивной галактике, что имеет место в случае с NGC1052-DF2, то скорость звезд в ней будет меньше.

«В очень влиятельных журналах было много преждевременных заявлений о «смерти» MOND, но пока ни одно из них не выдержало тщательной проверки», – заключил Павел Крупа, ведущий автор исследования из Боннского университета (Германия).

Больше по теме:   Галактики  Темная материя