Астрономы получили красочный снимок далекого пульсирующего красного гиганта

Используя Очень Большой Телескоп-Интерферометр (VLTI) астрономы Европейской южной обсерватории (ESO) получили замечательное по качеству изображение далекого пульсирующего красного гиганта R Скульптора (R Scu), расположенного на расстоянии 1200 световых лет от Земли в созвездии Скульптора.

R Scu относится к типу углеродных гигантов асимптотической ветви (AGB) – звезд, приближающихся к концу своей эволюции. На этой стадии звезды малых и промежуточных масс остывают, создают протяженные атмосферы и теряют большую часть своей массы, находясь на пути к образованию замечательных по красоте объектов – планетарных туманностей.

В основном процесс потери массы хорошо исследован, но все еще остается неясным, как он идет в непосредственной близости к поверхности звезды. Количество потерянной светилом массы имеет огромное значение для эволюции звезды – именно оно определяет ее будущее и от него зависит тип образующейся планетарной туманности.

Заканчивая свой жизненный цикл образованием планетарных туманностей, AGB-звезды производят большое количество атомов разнообразных химических элементов – в том числе 50% элементов тяжелее железа – которые затем рассеиваются в межзвездном пространстве и впоследствии участвуют в образовании новых звезд, планет, их спутников, и в конечном счете живых организмов.

У звезды R Скульптора есть одна загадочная индивидуальная особенность: яркое пятно, блеск которого в два-три раза превышает яркость окружающих его областей. Астрономы, получившие снимок, считают, что R Scu окружена гигантскими «клочьями» межзвездной пыли, которая разлетается в разные стороны от звезды. А яркое пятно – это область, в которой пыли нет или ее очень мало, что и дает нам возможность заглянуть через это «окно» глубже, до самой поверхности звезды.

Больше по теме:   ESO  Красные гиганты  Фотографии