Локализован второй за неделю источник мощного радиосигнала из космоса

Определение точного положения источников быстрых радиовсплесков – огромный шаг к пониманию природы этих загадочных событий.

Используя массив из десяти 4,5-метровых антенн в радиоастрономической обсерватории в Оуэнс-Вэлли (США), астрономы второй раз за всю историю наблюдений локализовали источник неповторяющегося быстрого радиовсплеска, который, как показал дальнейший анализ, пришел к нам из галактики PSO J207+72, расположенной на расстоянии 7,9 миллиарда световых лет от Земли. Статья, описывающая исследование, опубликована в журнале Nature.

Быстрые радиовсплески (Fast Radio Bursts, FRB) представляют собой единичные и, гораздо реже, повторяющиеся (сегодня известно всего два таких источника) радиоимпульсы неизвестной природы длительностью несколько миллисекунд, регистрируемые радиотелескопами. Типичная энергия всплесков, по оценкам ученых, эквивалентна выбросу в космическое пространство энергии, испускаемой Солнцем в течение нескольких десятков тысяч лет.

С момента первого обнаружения в 2007 году было зафиксировано 86 таких событий, однако ранее локализовать источник удавалось лишь в одном случае для повторяющегося быстрого радиовсплеска FRB 121102, сигналы которого приходили к нам из карликовой галактики с активным звездообразованием в 3 миллиардах световых лет от Земли, и одного неповторяющегося FRB 180924 (объявлено 27 июня 2019 года в журнале Science), берущего начало в схожей с Млечным Путем галактике DES J214425.25-405400.81, удаленной от нас на 3,6 миллиарда световых лет.

Источник нового одиночного быстрого радиовсплеска, пришедшего к нам из созвездия Малой Медведицы и получившего обозначение FRB 190523 (по дате его фиксации), также, как и FRB 180924, расположен в массивной галактике с умеренным темпом звездообразования.

«Учитывая, что галактика, в которой берет свое начало единственный на сегодня локализованный повторяющийся быстрый радиовсплеск, разительно отличается от тех, откуда пришли два одиночных мощных радиосигнала неизвестного происхождения, говорит нам о том, что события, провоцирующие их, могут происходить как в старых, так и в молодых звездных популяциях», – резюмируют исследователи.

Больше по теме:   Далекий космос