Эндрю Морган

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление 23 часа назад в разделе Земля

Опубликовано

Опровергнута одна из версий гибели динозавров

Вулканическая активность не сыграла непосредственной роли в массовом вымирании, в котором погибли динозавры. Вся вина лежит на астероиде.

Ведущая гипотеза события массового вымирания, случившегося 66 миллионов лет назад, говорит о том, что его вызвало столкновение астероида с Землей. Однако некоторые исследователи считают по-другому и первопричиной называют вулканы, опираясь на признаки их выраженной активности примерно в то же время. С целью разрешить многолетний спор международная команда ученых переоценила давность крупных извержений в Индии в регионе, известном как Деканские траппы, и определи, что они произошли до мел-палеогенового вымирания и, следовательно, не способствовали ему. Выводы ученых представлены в журнале Science.

«Вулканы могут привести к массовому вымиранию, потому что они выделяют много газов, таких как диоксид серы и диоксид углерода, изменяя климат и окисляя окружающую среду. Но все последние работы были сосредоточены на датировании извержения лавы, а не выбросов газов в атмосферу», – рассказывает Пинселли Халл, ведущий автор исследования из Йельского университета (США).

Точно определить время выброса вулканического газа ученым помогло сравнение глобального изменения температуры и изотопов углерода из морских окаменелостей с моделями климатического эффекта выброса углекислого газа. Они пришли к выводу, что большая часть выбросов произошла задолго до встречи нашей планеты с астероидом и что гость из космоса был единственной причиной исчезновения динозавров.

«Вулканическая активность в конце мелового периода привела к постепенному глобальному потеплению примерно на два градуса по Цельсию, но не к массовому вымиранию. Ряд видов мигрировал к северному и южному полюсам задолго до удара астероида», – объяснил Майкл Хенехан, соавтор исследования из Йельского университета, анализировавший температурные записи.

Недавняя работа над Деканскими траппами в Индии также указывала на массивные извержения сразу после мел-палеогенового вымирания. Эти результаты озадачивали ученых, потому что отсутствовали признаки связанного с извержениями потепления. Проведенное исследование предлагает ответ и на эту загадку.

Мел-палеогеновое вымирание глубоко изменило глобальный углеродный цикл. Эти трансформации позволили бы океану поглощать огромное количество углекислого газа в течение длительного времени, возможно, маскируя температурные последствия вулканической активности.

«Многие полагали, что вулканы добили динозавров. Наш ответ таков: нет, они этого не делали», – заключили авторы исследования.

Больше по теме:   Астероиды  Земля