Планетологи усомнились в существовании водяных гейзеров на Европе

Повторный анализ данных от космического аппарата «Galileo» ставит под сомнение предыдущие выводы ученых о существовании водяных шлейфов, бьющих из поверхности спутника Юпитера.

Повторный анализ данных, собранных космическим аппаратом «Galileo» в двух точках предполагаемых водяных гейзеров на поверхности Европы, не выявил ожидаемых тепловых сигнатур и поставил под сомнение существование водяных шлейфов на спутнике Юпитера. Результаты работы представлены на 50-й ежегодной встрече Отдела планетарных наук Американского астрономического общества в Ноксвилле (США).

«Мы провели поиск по всем доступным тепловым данным «Galileo» в местах потенциальных гейзеров. В результате в них не оказалось ничего особенного, то есть никаких намеков на горячие точки. Это удивительно, поскольку на Энцеладе водяные шлейфы имеют четкую подпись в местах их происхождения. Это говорит о том, что либо гейзеры на Европе и Энцеладе очень разные, либо на спутнике Юпитера они очень редки и случайны, либо их признаки слишком слабы для текущих наблюдений, либо их не существует», – рассказывает Джули Рэтбун, ученый из Планетарного научного института (США).

Гейзеры представляют собой струи газа, вырывающиеся из поверхности планеты. Для того, чтобы поток был выброшен вверх, необходим источник энергии, который нагревает поверхность вокруг шлейфа. Это именно то, что зафиксировано на Энцеладе – жаркая область вокруг извергающихся водяных струй – и она безошибочно идентифицируется.

В 2012 и 2016 годах космический телескоп «Hubble» предположительно наблюдал проекцию выбросов в момент прохождения Европы перед Юпитером, которые вырывались на 200 километров выше поверхности спутника. Однако такая интерпретация данных до сих пор обсуждается. В мае 2018 года ученые представили новые доказательства существования гейзеров, которые пришли из замеров магнитного поля и плазмы от того же «Galileo». Но отсутствие горячих точек на Европе вокруг гейзеров ставит под сомнение предыдущие выводы и свидетельствует о том, что, если водяные шлейфы на ее поверхности вообще существуют, то их природа сильно отличается от наблюдаемых на спутнике Сатурна и на Земле.

Больше по теме:   Европа