У звезды, видимой невооруженным глазом, открыто три планеты

По размеру каждая из них превосходит Землю в два раза, что помещает эти миры в категорию суперземель.

Космический телескоп NASA «Transiting Exoplanet Survey Satellite» (TESS), проработавший уже более года и подобравшийся почти к экватору своей миссии, сделал захватывающее открытие – три суперземли, вращающиеся вокруг видимой невооруженном глазом яркой звезды. Результаты наблюдений и выводы ученых о характеристиках обнаруженных экзопланет приняты к публикации в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Звезда-хозяйка многопланетной системы HR 858, проживающая в созвездии Печи на расстоянии примерно 104 световых года от нас, имеет звездную величину 6,4. Это помещает ее на границу предела видимости невооруженным глазом, но все же позволяет рассмотреть наблюдателю с хорошим зрением. Она на 15 процентов массивнее, на треть крупнее и немного горячее нашего Солнца. TESS наблюдал за звездой в ходе обзора третьего и четвертого секторов, «щелкая» ее каждые 30 и 2 минуты соответственно. Объединение данных позволило астрономам получить кривую блеска HR 858, в которой было замечено три сигнала возможных экзопланет. Дальнейшие спектроскопические наблюдения закрепили кандидатов в качестве реальных внесолнечных миров.

Все три экзопланеты, получившие обозначение HR 858 b, c и d, имеют довольно короткие орбитальные периоды, составляющие 3,6, 6 и 11,2 земных суток соответственно, и очень близко расположены к своей звезде: они уместились в промежутке между 0,05 и 0,1 астрономической единицы (для сравнения Меркурий удален от Солнца на 0,4 астрономической единицы). По размеру каждая из них превосходит Землю в два раза, что помещает эти миры в семейство суперземель.

Кроме этого, отмечают астрономы, в данных присутствуют намеки на то, что орбитальная плоскость планет смещена относительно оси вращения HR 858. Причиной этому может являться ее «попутчик», тусклая звезда HR 858 B, оказавшая в прошлом влияние на протопланетный диск, в котором родились экзомиры. Однако для подтверждения этой идеи требуются дальнейшие наблюдения.

«HR 858 является самой яркой звездой с многопланетной системой из известных сегодня. Это делает ее отличной мишенью для последующих исследований, которые должны помочь нам лучше понять взаимодействие между звездами и мирами на их орбитах», – заключают исследователи.

Больше по теме:   TESS  Экзопланеты