Новые карты темной материи намекнули ученым, где астрофизика еще может совершить прорыв

Самая точная космическая картина распределения темной материи оставила астрофизиков как в восторге, так и в разочаровании.

С одной стороны, новая картина «взрослой» Вселенной, во второй половине ее 13,8-миллиардной истории, хорошо согласуется с моделями ранней Вселенной. С другой стороны, она оставляет мало места для открытия новой физики, которая могла бы выявить темную материю и еще более загадочное явление, темную энергию.

Недавно три ученых приняли участие в круглом столе о результатах новой работы и ​​ее последствиях для понимания истории Вселенной. Исследование, выпущенное в августе 2017 года, поддерживает стандартную модель космологической теории Большого Взрыва. Согласно этой структуре, Вселенная в основном «темная», состоящая из невидимого вещества, которое по большей части не взаимодействует с нормальной материей. Результаты показали, что темная материя составляет 26-27% содержимого Вселенной; темная энергия, ускоряющая расширение Вселенной, занимает около 70%, а нормальная материя – 4-5% от общего числа.

«Сорок лет назад никто не догадывался, что мы живем во Вселенной, в которой большая часть материи – это то, что не взаимодействует с нами, а большая часть энергии даже не имеет значения! Это по-прежнему супер-умопомрачительно!» – говорит Риса Уешлер, доцент физики в Стэнфордском университете (США) и Национальной лаборатории ускорителей SLAC, а также член Института астрофизики и космологии им. Кавли (США).

Сущность темной материи и темной энергии остается неуловимой. Многие ученые надеются, что новые наблюдения дадут подсказки, вынудив научное сообщество радикально переосмыслить существующие теории.

Профессор астрофизики Джордж Эфстатиу, вносящий свой вклад в «Dark Energy Survey», возглавлял научную команду космического аппарата ESA «Plаnck». Именно «Plаnck» получил «раннюю» картину Вселенной в период с 2009 по 2013 год.

«Одна из моих надежд на «Plаnck» заключалась в том, что он разрушит стандартную модель космологии, но это оказалось не так. Но разве это было бы здорово для космологии и физики?» — говорит Джордж Эфстатиу. Как утверждает Эфстатиу, исследование темной энергии еще может привести к новым взглядам. Полученные результаты основаны на анализе только первого года наблюдений пятилетнего проекта, который завершится в 2018 году.

Новые проекты, которые будут запущены в 2020-х годах, значительно расширят масштабы и детали карт космической структуры и подвергнут нынешние теории еще более строгим испытаниям.