Новые наблюдения показали удивительное сходство между звездами и планетарными объектами

Радионаблюдения свободноплавающего планетарного объекта OTS44 с массой в 12 масс Юпитера показали пылевой протопланетный диск, очень похожий на диски вокруг молодых звезд.

Первые радионаблюдения свободноплавающего планетарного объекта OTS44 с массой в 12 масс Юпитера показали пылевой протопланетный диск, очень похожий на диски вокруг молодых звезд. Это неожиданно, учитывая, что модели образования звезд и планет предсказывают невозможность формирования протопланетных дисков у объектов с такой малой массой. По-видимому, звезды и планетоподобные объекты имеют большее сходство, чем считалось ранее. Открытие, сделанное международной командой астрономов, опубликовано в журнале Astrophysical Journal Letters.

Исследование объекта OTS44, проведенное с помощью массива телескопов ALMA, показало, что он формировался так же, как обычные звезды и коричневые карлики – удивительный результат, который бросает вызов современным моделям образования звезд и планет. Оценка массы пыли (от 0,07 до 0,63 масс Земли), содержащейся в диске, показала, что OTS44 по многим свойствам, в том числе по соотношению массы диска и центрального объекта, встал в один ряд со звездами и коричневыми карликами.

Полученные результаты дополняют более ранние исследования, которые обнаружили, что OTS44 растет, вытягивая вещество из диска – еще одно важное сходство между объектом и молодыми звездами.

OTS44 является одним из всего лишь четырех известных свободноплавающих планет с протопланетным диском.

Сходство с молодыми звездами

Все это предоставляет убедительные доказательства того, что OTS44 образовался так же, как звезды и коричневые карлики, а именно, в процессе коллапса облака газа и пыли. Но, исходя из современных моделей формирования звезд и планет, представляется невозможным, чтобы объект с такой малой массой мог появиться по этому сценарию.

Кроме того, наблюдения указали на наличие крупных пылевых частиц в диске. Это также удивительно. У объектов с малой массой пыль не должна достигать миллиметровых размеров. Вместо этого, пылинки OTS44, по-видимому, растут, и могут даже быть на пути формирования мини-луны. Еще одно сходство со звездами и их планетными системами.

«Чем больше мы узнаем о OTS44, тем больше он становится похож на молодую звезду. Но его масса настолько мала, что наши выводы противоречат общепринятым моделям», – сказала Амелия Байо, ведущий автор исследования из университета Вальпараисо (Чили).

Больше по теме:   Далекий космос