Таинственная вспышка рентгеновского излучения озадачила ученых

Источником, вероятно, является разрушительное событие, но какое именно, определить не удалось.

На самом глубоком рентгеновском изображении, полученном космической обсерваторией NASA «Chandra», обнаружена таинственная вспышка. Источником, вероятно, является разрушительное событие, но какое именно определить не удалось, и ученые считают, что могли наблюдать совершенно новый вид космической катастрофы.

Источник рентгеновского излучения, расположенный в области неба Chandra Deep Field-South (CDF-S), обладает удивительными свойствами. До октября 2014 года он не проявлял себя, но затем вспыхнул и стал по меньшей мере в 1000 раз ярче на несколько часов. Примерно через день источник полностью исчез на данных «Chandra».

Тысячи часов архивных данных космических телескопов «Hubble» и «Spitzer» помогли определить, что это событие, скорее всего, произошло в слабой небольшой галактике, удаленной от нас на 10,7 миллиардов световых лет. В течение нескольких минут источник рентгеновских лучей производил в 1000 раз больше энергии, чем все звезды этой галактики.

«С тех пор, как мы обнаружили источник, мы изо всех сил пытались понять его происхождение. Это похоже на пазл, но у нас нет всех составных частей», – рассказывает Франц Бауэр из Папского католического университета Чили в Сантьяго.

У ученых есть три версии, которые хоть как-то могут объяснить вспышку. Две из них сводятся к гамма-всплеску, который происходит в результате либо превращения массивной звезды в черную дыру или нейтронную звезду, либо при слиянии нейтронной звезды с черной дырой или с себе подобной. Если узкий луч мощного излучения направлен на Землю, то мы можем зафиксировать вспышку гамма-излучения. По мере того, как луч расширяется, он теряет энергию и производит более слабое, более изотропное излучение на рентгеновских и других длинах волн. Третья возможность заключается в том, что черная дыра среднего размера измельчила белого карлика.

«Ни одна из этих идей не подходит идеально для полученных данных. Но мы редко наблюдали предложенные варианты, поэтому не до конца понимаем их», – сказал Эзекиль Трейстер, соавтор исследования из Папского католического университета Чили в Сантьяго.

Таинственный источник рентгеновского излучения не был замечен в ходе 2,5 месяцев наблюдений области CDF-S. Более того, подобных явлений не зафиксировано и в других частях неба.

«Возможно, мы наблюдали совершенно новый тип катастрофического события. Как бы то ни было, для выяснения потребуется намного больше данных», – сказал Кевин Шавински, соавтор работы из Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе (Швейцарии).

Дополнительные целенаправленные поиски в архиве «Chandra», а также в архивах спутников ESA «XMM-Newton» и NASA «Swift» могут открыть больше примеров этого типа переменных объектов, которые до сих пор оставались незамеченными.

Больше по теме:   NASA  Далекий космос