Ученые обнаружили сверхмощные ветра в центре нормальной спиральной галактики

Космический телескоп Европейского космического агентства «XMM-Newton» обнаружил высокоскоростной поток газа, вырывающийся из центра яркой спиральной галактики, похожей на наш Млечный путь. Этот вихрь, возможно, уменьшает способность галактики формировать новые звезды.

Горячие ветра, вырывающиеся из дисков закрученной вокруг черных дыр материи, не являются редкостью. Подобные вихри сметают не только материал, из которого в последствии могли бы образоваться звезды, но и облака газа, в которых они уже начали зарождаться. Такие процессы играли фундаментальную роль в эволюции галактик и черных дыр по всей Вселенной на протяжении 13,8 миллиардов лет.

Однако ранее считалось, что такие мощные ветра существуют и влияют на звездообразование только в крупных объектах, таких как массивные эллиптические галактики, сформировавшиеся в результате слияния двух или более галактик. В активных галактиках, не участвовавших в слияниях, подобные вихри были замечены впервые.

Сверхмассивная черная дыра в центре сейфертовской галактики IRAS 17020+4544, расположенной в 800 миллионах световых лет от Земли, имеет массу около 6 миллионов Солнц. «XMM-Newton» обнаружил, что ветер вокруг этой черной дыры движется со скоростью 23 000-33 000 км/с, что составляет около 10% скорости света. На сегодня это первый обнаруженный высокоскоростной поток газа, исходящий из центра нормальной спиральной галактики, который может подавить звездообразование.

Больше по теме:   ESA  Галактики