Алексей Овчинин

Канада

Энн МакКлейн

Последнее обновление 13 Jun в разделе Галактики

Опубликовано 4 февраля в 19:00

Диск Млечного Пути нестабилен и значительно изогнут, заявляют китайские астрономы

Новая морфология предоставляет важную обновленную картину нашей Галактики необходимую для изучения движения светил и происхождения диска Млечного Пути.

Звездный диск нашей Галактики Млечный Путь совсем нестабилен, далеко не плоский, и становится все более «искривленным» и изогнутым при удалении от центра, заявляют астрономы в исследовании, представленном в журнале Nature Astronomy.

С большого расстояния значительная часть нашей Галактики выглядела бы как тонкий диск из звезд, которые за несколько сотен миллионов лет совершают один оборот вокруг центральной области, где сотни миллиардов светил вкупе с огромной массой темной материи обеспечивают гравитационный «клей», удерживающий галактическую массу.

Но гравитация слабеет вдали от внутренних областей Млечного Пути и атомы водорода во внешнем диске Галактики, составляющие большую его часть, уже не ограничены тонкой плоскостью и придают ему S-образный искривленный вид.

«Общеизвестно, что трудно определить расстояние от Солнца до внешнего газового диска Млечного Пути, не имея четкого представления о том, как он на самом деле выглядит», – говорит доктор Ксяодянь Чэн, ведущий автор исследования из Национальной астрономической обсерватории Академии наук Китая.

Используя недавно опубликованный каталог переменных звезд, известных как классические цефеиды, расстояние до которых можно определить с погрешностью всего 3-5%, команда разработала первую точную трехмерную карту отдаленных областей Млечного Пути.

Классические цефеиды – это молодые звезды, которые в 4-20 раз массивнее Солнца и в 100 000 раз ярче. Высокие звездные массы означают, что они живут быстро и умирают молодыми, сжигая свое ядерное топливо за несколько миллионов лет. Они показывают пульсации с периодичностью от дня до месяца, которые проявляются в изменении их яркости. В сочетании с наблюдаемой светимостью период пульсации используется для получения очень точного расстояния.

«К своему удивлению, мы обнаружили, что в полученной 3D-коллекции из 1339 цефеид звезды и газовый диск Млечного Пути тесно следуют друг за другом. Это дает новое представление о формировании нашей Галактики. Однако, по нашему мнению, еще важнее, что во внешних областях Млечного Пути S-образный звездный диск искривлен в виде постепенно закручивающейся спиральной структуры», – сказал Ричард де Грийс, соавтор исследования из Университета Маккуори в Сиднее (Австралия).

Открытие напомнило команде о более ранних наблюдениях дюжины других галактик, которые также показывали аналогичные структуры. Астрономы пришли к выводу, что искривление нашей Галактики, скорее всего, вызвано «крутящим моментом» ее массивного внутреннего диска.

«Новая морфология дает нам важную обновленную картину нашей Галактики для изучения движения светил и происхождения диска Млечного Пути», – заключил Лицаи Дэн, соавтор исследования из Национальной астрономической обсерватории Академии наук Китая.

Больше по теме:   Млечный Путь